Вторник, 2 Июня

АЗС по системе все включено

14 Декабря '18
АЗС по системе все включено

В середине декабря состоялся круглый стол, посвященный развития российских АЗС и качеству предоставляемых услуг.


На розничном рынке России сегодня топливо дает больше выручки, чем сопутствующие товары. В западных странах это соотношение составляет 50 на 50. Российские сети в целом развиваются по тому же сценарию, и в ближайшие годы доля сопутствующих товаров в совокупной выручке сетей будет только увеличиваться. Например, «Роснефть» на первом этапе нацелена достичь доли 25% сопутствующих товаров на 75% топлива, и уже приближается к этому показателю. А в будущем компания стремится к тому, чтобы бизнес по продаже сопутствующих товаров полностью покрывал операционные затраты АЗС. По словам участников «круглого стола» «Тренды развития топливного розничного рынка и автозаправочных станций в 2019 году», прошедшего в середине декабря, зарабатывать на сопутствующих товарах не менее прибыльно, чем на продаже непосредственно горючего.


Как отметил директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, «в развитых странах примерно половину дохода розничный бизнес получает не от бензина, а от сопутствующих сервисов. И автозаправка просто рассматривается как точка, где потребитель останавливается на трассе и где его нужно ловить всеми способами вплоть до ремонта обуви. Вот, например, на заправках BP можно купить выпечку, которая, действительно, там совершенно замечательная. То есть эти заправки становятся своеобразным центром притяжения.


АЗС по системе все включено

«Очевидно, что автозаправочным станциям необходимо повышать качество сервиса. Это требует четкой клиентоориентированности, — продолжил эксперт. — Клиентов трудно удивить привычным ассортиментом прохладительных напитков и фастфуда на автозаправочной станции. Рынок требует более интересных предложений, которые позволят ритейлеру выделиться среди многочисленных конкурентов».


«Среди наиболее интересных инициатив - проект реализованный почти полностью на Ладожском озере во Владимировской бухте, - отметил гендиректор компании "ИнфоТЕК-Терминал" Рустам Танкаев. - Там автозаправочный комплекс превратился в целый городок. Туда входит гостиница шестиэтажная, туда входит порт на Ладоге, туда входят спортивный комплекс, кемпинг, в общем, трудно перечислить весь список, что туда только не входит. Та же самая компания «Роснефть» строит несколько комплексов вдоль трассы «Москва – Санкт-Петербург», где и гостиничные услуги предусмотрены, и торговые площадки, и, естественно, кафе и рестораны. Уже построены такого рода комплексы в Краснодарском крае в преддверии зимней Олимпиады-2014. И, в общем, на самом деле развитие идет достаточно бурно


Розничный бизнес в России стал изменяться с созданием сети АЗС компании ВР.


«Как мы знаем, первыми эту работу начали еще в 90-е годы British Petroleum, - заявил Рустам Танкаев.- Заправки British Petroleum тогда были как первые Макдональдсы – привлекали своим дополнительным сервисом, магазинами, кафе и разного рода мелкими услугами типа подкачки шин.


АЗС по системе все включено

«Надо сказать, что сама «Роснефть» идет по тому же пути. Компания договорилась с Pirelli о продаже шин на своих заправочных комплексах, наладила сотрудничество с итальянским ритейлером Autogril», - подчеркнул Танкаев.


В России «Роснефть» активнее прочих занимается развитием бизнеса «сопутствующих товаров» на АЗС. Компания рассчитывает получить около 4 млрд руб. выручки только от продажи кофе на своих АЗС по итогам 2018 года. (Это около 45 млн чашек кофе).


Нетопливный ретейл на АЗС сейчас трансформируется, появляются новые форматы: где-то вводится расширенный ассортимент, приближенный к минимальному набору, который обычно покупается в супермаркете, а где-то создается кооперация с крупными ретейл-сетями.


«Если говорить о «Роснефти», которой принадлежит 30 % розничного бизнеса, - отметил старший аналитик "БКС" Сергей Суверов, - она сотрудничает с итальянским ритейлером Autogrill в ряде регионов. «Роснефть» является, наверное, лидером с точки зрения продаж сопутствующих товаров и намерена приблизить долю продаж сопутствующих товаров к 25% от общей выручки АЗС, она развивает также гостиничные комплексы на Северо-Западе, на трассах на базе заправок будет строить свои гостиницы. Наверное, для многих, кто путешествует на дальние расстояния, гостиницы были бы интересным вариантом».


Другие новости