Четверг, 2 мая

Отечественный автопром обречен на сборку.

3 ноября '08
Отечественный автопром обречен на сборку.

На сайте инвестиционной компании «ФИНАМ» состоялась конференция «Российский автопром: перспективы есть?», в которой приняли участие аналитики российских инвестиционных компаний. Эксперты сошлись во мнении, что на российском рынке найдется место и для импортных, и для отечественных машин, но самостоятельная разработка новых российских авто проблематична. Поэтому оправданной выглядит стратегия кооперации с иностранными производителями.

Наиболее перспективным сегментом отечественного автобизнеса участники конференции считают сборку иномарок. «Для российских производителей разработка собственной платформы с нуля будет экономически неоправданна, но покупка существующих платформ у иностранных компаний и их дальнейшая модернизация является стратегически наиболее перспективным путем развития», - считает аналитик ИФК «Метрополь» Александр Жуков. Также думает и его коллега из инвестиционной компании «ФИНАМ» Наталья Кочешкова: «Действительно, сегмент иномарок, собираемых в России, в настоящее время является одним из самых динамично растущих. Обновление «национального» модельного ряда возможно, но опять же здесь оправданно участие иностранного партнера и выпуск в результате на рынок продукта, адаптированного для российского покупателя. А вот самостоятельная разработка проблематична в силу ограниченности временных, финансовых, технических и управленческих ресурсов. Плюс существует риск выпустить продукт, невостребованный рынком».

Еще один фактор, способствующий развитию в нашей стране именно сборочных производств, связан с тем, что российский рынок пока не столь интересен для мировых автогигантов. «Судите сами, средний завод - 1 млн. авто в год, а в России все потребление иномарок - немногим более 600 тыс. штук. Пусть даже с учетом интенсивного роста в последние годы к 2010 году эта цифра достигнет 800 тыс. - это копейки. Значит, построив здесь завод, нужно будет искать рынки сбыта - а их нет. Рядом Китай и Турция, где производство превышает потребление в 3-5 раз. Поэтому надежду на строительство заводов стоит оставить - у нас как страны нет конкурентных преимуществ в этом. Вот сборочные производства - другое дело, но для них нужны квалифицированные кадры, инфраструктура и площадки - все это может предоставить отечественный автопром. Но и свои разработки у него есть, причем весьма перспективные. Хотя они и не в сегменте легкового автотранспорта, но не уступают по уровню крупным западным концернам. Так что в целом перспективы есть, хотя для их реализации и потребуются колоссальные усилия», - считает аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Парфёнов.

Говоря об инвестиционной привлекательности акций российских производителей автомобилей, аналитик не проявили особого оптимизма. Эксперты отмечают, что представители нашего автопрома пока не отличаются впечатляющими финансовыми показателями, значительно уступая эмитентам из многих других секторов экономики. Одно из немногих исключений – «Северсталь-авто». «Компания выбрала наиболее динамичный сегмент, реализует совместные проекты с иностранными производителями - SsangYong / СсангЕнг, Fiat / Фиат. Для поддержания конкурентоспособности производитель также осуществляет модернизацию своего продуктового ряда, увеличивает долю в выручке более дорогостоящей продукции. На этом фоне перспективы «АвтоВАЗа» остаются туманными», - считает г-жа Кочешкова. Аналитики отмечают, что новым менеджментом Волжского автозавода было сделано много заявлений, однако, до сих пор до конкретики дело не дошло.

Г-н Жуков также рекомендует обратить внимание на возможные IPO автокомпаний: «Выход на биржу «КАМАЗа» произойдет не раньше 2008 года, по нашим оценкам, справедливая стоимость компании может составить около 2 млрд. долларов. Насколько можно судить по заявлениям чиновников, наиболее вероятной является схема с допэмиссией акций в пользу стратегического инвестора, а затем продажей оставшегося госпакета на IPO. Кроме того, Группа «ГАЗ» в настоящее время является самой активно развивающейся компанией среди автопроизводителей, а близость IPO (2007 год) является дополнительным драйвером для роста котировок».

Другие новости