Пятница, 17 мая

Музей Renault.

3 ноября '08
Музей Renault.

Музей Renault / Рено совсем не похож на музей. Не зря его называют «наследие Renault». В его залах, где почти не бывает посетителей, стоят убранные под чехлы 650 машин. 120 экспонатов выпуска с 1898 по 1945 годы, 280 – послевоенных серийных автомобилей и несколько десятков экспериментальных и концептуальных образцов.


[gallery]

Свой первый автомобиль Луи Рено построил в невзрачном сарайчике в каких-нибудь пяти километрах от Эйфелевой башни. Это произошло 24 декабря 1898 года. Башню только возводят, и парижане судачат о ней, как москвичи о творениях Церетели. Под Рождество Рено собирает друзей, и они идут ужинать на Монмартр. Выпив, Луи хвастается своей маленькой машинкой. От других ее отличает карданная передача, первая в мире. Как истинный француз, он сразу заключает пари, «мол де поднимусь по улице Люпик». Как говорят современные специалисты – это 12-ти процентный подъем. Его друзья, имевшие автомобили, тоже попытались подняться. Но удалось это только вуатюретке Renault / Рено. После этого друзья заказали такие же автомобили. Луи заплатили 16 луидоров – самых крупных тогда золотых монет еще времен Людовика ХIV. Но это было всего лишь маленькое приключение, настоящие спортивные победы были впереди.


[gallery]

В 1899 году брат Луи Марсель понял, что соревнования, это то, что нужно, чтобы их автомобили были замечены. И был построен первый специальный гоночный Renault / Рено Тип К 1902 года с сумасшедшей максималкой – 71 км в час. На нем стоял мощный 24-сильный мотор, сконструированный и построенный Renault / Рено самостоятельно. До этого он пользовался моторами Де Дион. Именно на этой машине Марсель Рено выиграл 1300-километровую гонку Париж-Вена, обойдя Збровского на Mercedes / Мерседес и Фармана на Pannard.

В любом музее прикасаешься к вечности, а в музее Renault / Рено можно прикоснуться к вечности, в которой кипели нешуточные страсти, как на гоночных трассах, так и вокруг них. Вот первая послевоенная модель – маленькое заднемоторное Renault-4 / Рено-4. Заводские инженеры посчитали, что оно изумительно подходит для соревнований, да еще каких – 24 часа Ле Мана. При подготовке из машины убрали все лишнее. Вставили вместо стекол прозрачный пластик. За счет двухкамерного карбюратора и подрезанной головки блока цилиндров подняли мощность с 747-кубового мотора до 42-х лошадиных сил. У конкуре6нта – Citroen 2CV / Ситроен 2CV были позаимствованы легкие сидения. Машина держала в течение суток среднюю скорость 111 километров в час. А самое большее, на что она была способна – 146.


[gallery]

Рядом с ним стоит родной брат песочно-бежевего цвета, подготовленный для гонок по Африке. Эдакий путешественник по пустыне. В 1950 году на этом Renault-4 / Рено-4 склонные к авантюрам французы участвовали в кубке Средиземного моря. Похоже отсюда пришла к Тьерри Сабину идея Париж-Даккар. Хотя с таким снаряжением пускаться во все тяжкие было страшновато. Штурманская фара-искатель, маленький термос у ноги водителя, чтобы его охлаждать, в полу просверлено отверстие, на крыше запасное колесо и два санд-трака. А, чтобы не было скучно, дополнительно поставили радиоприемник.


[gallery]

Вообще-то Renault-4 / Рено-4 в музее много, и в будущем году на Парижском Ретро-моторе будет большая экспозиция, посвященная 65-летию этой небольшой, но очень популярной машинки.

Следующий экспонат тоже заднемоторный. Хотя на первый взгляд его форма такая же как у Жигулей. Это Renault-8 Gordini / Рено-8 Гордини. Мотор для этой машины строил талантливый инженер Амаде Гордини. Это была первая машина Renault / Рено, которая выпускалась и в спортивной и дорожной версии. Разошлась она в 8-ми тысячах экземплярах. На ней начинали свою спортивную карьеру такие известные гонщики как Жан-Пьер Жабуй, Бернар Дарниш, Жан Раньотти.


[gallery]

А вот еще один из легендарных скороходов Renault / Рено – Alpin А-110 / Альпин А-110. Его построил торговый партнер из Дьеппа Жан Редле. Именно этот автомобиль стал чемпионом Мира по ралли в 1973 году.


[gallery]

Ну, а действительно настоящий успех пришел с появлением на двигателях турбонаддува. Турбо в Формуле-1, турбо в Ле Мане, турбо в ралли. Именно с этими моторами Renault / Рено решается на участие в соревнованиях высшей пробы. Для гонок в Ле Мане построили Renault Alpin А 442 В / Рено Альпин А 442 В с шестицилиндровым двигателем объемом 1997 куб.см и, конечно же, с турбонаддувом. Образованный в 1976 году филиал Renault Sport / Рено Спорт серьезно работал на турбомоторами. Причем, заметьте первый набросок турбонаддува Луи Рено сделал в 1902 году. Конечно, пилоты Жан-Пьер Жоссо и Дидье Пирони не думали об этом, когда круг за кругом штурмовали Ле Ман. Кстати, после суток выигранной изнурительной гонки им еще пришлось покатать по трассе весь персонал команды, человек 30.


[gallery]

Стоит здесь и еще один интересный автомобиль, причем не заводской подготовки а частной. На этом Renault-20 / Рено-20 с турбомотором и полным приводом братья Клод и Рейнар Моро выиграли Париж-Даккар в 1982 году. Ну, а после гонки еще несколько лет ездили на нем каждый день.


[gallery]

Проходя по залам музея Renault / Рено, неожиданно встречаешься со старыми знакомыми. Вот стоит Renault-taxi / Рено-такси, но не знаменитое "Марнское", а более позднее, и вспоминаешь, как после революции, Гражданской войны и прочих методов строительства светлого будущего приключился НЭП. Открылись рестораны, у советских граждан появились деньги. И тогда Москоммунхоз решил возродить в нашем городе такси. Страна в то время кроме полуторки АМО ничего не производила, поэтому для такси машины купили за границей. Выбрали самое лучшее, что тогда было – автомобили Renault / Рено. Именно про них было сказано: «В Москве появились черные как Браунинги таксомоторы.» Но даже славные французские машины не выдерживали нагрузок московских мостовых. Впрочем, как и сами таксисты. Известно, что они кучковались в центре города возле Метрополя и бывшего Мюра и Мерилиза и крайне неохотно ездили в захолустный поселок Сокол с разбитым булыжником и уж тем более не любили круглогодично непролазную грязь узеньких улочек Перова. Послужили в московском такси Renault / Рено достаточно долго. Последние машины были списаны в 1935 году.


[gallery]

В одном из рядов музейных экспонатов вновь мелькнул знакомый силуэт. Ба, да это же Renault НН 2 / Рено НН 2. В 1928 году, вырвавшись в загрунпоездку в Париж, Владимир Владимирович Маяковский не удержался от соблазна стать автовладельцем и купил одну из самых дешевых машин тех лет – Renault 6CV / Рено 6CV. На выбор поэта, скорее всего, повлияло то обстоятельство, что марка Renault / Рено была очень популярна в России начала 20-го века. Думается, что и экономия сыграла не последнюю роль. Маяковский с довольным видом говорил, что автомобиль обошелся ему всего лишь в две тысячи бессонных строк. Машина, не смотря на дешевизну, технически довольно интересна. Среди особенностей конструкции: расположенный позади двигателя радиатор – фирменная черта тогдашних Renault / Рено, зажигание от аккумулятора – невиданное новшество тех лет, тормоза на все колеса и трех-скоростная коробка передач. Автомобиль имел мотор объемом 950 кубиков мощностью 18 л.с. Сам Маяковский побаивался садиться за руль. Поэтому водителем у него работал профессиональный московский таксист. Радость обладания иномаркой быстро улетучилась. Машина практически не выходила из ремонта. То ли наши дороги виноваты, то ли сработал железный принцип «не может быть дешевой вещь высокого качества». За год и три месяца у "Ренoшки" пришлось перебрать и заменить почти все жизненноважные внутренности.


[gallery]

Продолжая изучать наследие Renault / Рено, именно так называет музей его директор Кристиан Шмальц, приходим в отдел, где стоят вполне знакомые серийные автомобили, выпускаемые и сейчас. Ведь пройдет немного времени, и они тоже станут наследием. И снова глаз замечает знакомый силуэт. Подходим ближе, и видим Москвич-Святогор – последнюю модель АЗЛК. Удивление быстро проходит, когда вспоминаешь, что двигатель-то у него Renault / Рено. А рядом новенький Renault Logan / Рено Логан. Именно такие собирают в Москве. Вот такая история, вроде бы французская, а в то же время и наша.

Радио "Арсенал".
Специально для Auto-Dealer.ru.
Другие новости