Пятница, 26 апреля

25 лет Audi quattro.

3 ноября '08
25 лет Audi quattro.

Превосходство высоких технологий

Ровно 25 лет назад, 3 марта 1980 года, на автосалоне в Женеве, Швейцария, был представлен Audi quattro / Ауди кваттро, автомобиль, которому было суждено перевернуть мировое автомобилестроение. Последовавшие за этим спортивные достижения принесли автомобилю славу, не подвластную времени.

Quattro / Кваттро появился во время тестов на снегу в результате блестящей идеи применения в трансмиссии полых валов для передачи момента на переднюю и заднюю оси. Система была дополнена центральным межосевым дифференциалом, впоследствии — дифференциалом Torsen. Первый quattro / кваттро поступил в продажу в конце 1980 года. Купе с «граненым» дизайном мгновенно стало бестселлером. Постоянный полный привод и пятицилиндровый двигатель с турбонаддувом мощностью 200 л.с. дарят новое ощущение мощности и спортивности.

С 1982 по 1984 quattro / кваттро завоевал четыре чемпионских титула по ралли, и эти потрясающие успехи уже ставших легендарными пилотов не забыты и по сей день. Вслед за успехом в гонках по песку и гравию была запущена программа кольцевых гонок, и концепция quattro / кваттро вновь доказала свое превосходство: пилоты Audi / Ауди взяли самые престижные призы в США и Европе.

Сегодня quattro / кваттро — целое семейство дорожных полноприводных автомобилей и одна из главных концепций марки. За 25 лет (до конца 2004 года) было выпущено 1 815 396 автомобилей, сегодняшний модельный ряд включает в себя 74 полноприводные модификации. Благодаря постоянному техническому совершенствованию, репутация трансмиссии quattro сегодня высока, как никогда. quattro / кваттро — это не просто передвижение. Это эмоции, безопасность и динамика. Автомобили quattro / кваттро — движущая сила марки Audi / Ауди и неотъемлемая часть новейших технологий.

На волне успеха

Четыре кольца, семь букв, 25 лет: технология quattro / кваттро отмечает знаменательную годовщину. Четверть века назад, 3 марта 1980 года, первый quattro / кваттро был представлен на автосалоне в Женеве в Швейцарии. Так началась история неисчислимых побед в гонках и непревзойденного превосходства на дороге. Мишель Мутон (Michèle Mouton), Стиг Блюмквист (Stig Blomqvist), Ханну Миккола (Hannu Mikkola) и, конечно, Вальтер Рёрль (Walter Röhrl) — пилоты, которые в 80-е годы вписали новую главу в историю ралли и принесли Audi / Ауди четыре чемпионских титула. Впоследствии полноприводным автомобилям удалось добиться такого же успеха и в кольцевых гонках, включая победу в американской серии TransAm в 1988 году и победное шествие 1996 года, когда A4 quattro Super Touring / А4 кваттро Супер Туринг победил во всех семи национальных чемпионатах, в которых принимал участие.

Технологический принцип quattro / кваттро утвердился не только в автоспорте, но и среди серийных автомобилей, где он стал синонимом динамики, скорости и безопасности. Своим успехом Audi / Ауди обязана quattro / кваттро. Это подтверждает тот факт, что в 2004 году Audi / Ауди выпустила 209 469 автомобилей quattro / кваттро, а всего с 1980 года с конвейера сошли более 1 800 000 автомобилей с постоянным полным приводом. Это гораздо больше, чем у любого другого производителя полноприводных автомобилей.

Технический принцип quattro

Автомобиль, передающий мощность от двигателя всем четырем колесам, развивает большее горизонтальное усилие, чем передне- или заднеприводные автомобили. Сила тяги и возможности при прохождении поворотов также гораздо выше. Audi / Ауди поняла этот простой физический принцип яснее конкурентов — и он лег в основу концепции quattro / кваттро.

Развитие проекта полноприводного автомобиля, носившего код 262, началось весной 1977 года. Сначала им занимались три молодых инженера: Йорг Бензингер (Jörg Bensinger), начальник отдела экспериментальной ходовой части, Вальтер Трезер (Walter Treser), руководитель проекта, и Фердинанд Пиех (Ferdinand Piëch), главный инженер. За основу был взят Audi 80 / Ауди 80 со слегка удлиненной колесной базой.

Пятицилиндровый двигатель с турбонаддувом, впоследствии устанавливавшийся на Audi 200 / Ауди 200, располагался продольно. Полноприводная трансмиссия была заимствована от армейского внедорожника VW Iltis, разработанного Audi / Ауди. Задняя ось с подвеской типа McPherson представляла собой копию передней, развернутой на 180 градусов.

В январе 1978 года во время тестов в Штирийском районе Австрии этот прототип с номером IN – NC 92 продемонстрировал отличные способности сцепления с поверхностью, но при прохождении дорог с большим количеством выбоин в силовой передаче наблюдались скрытые нагрузки. Это происходило из-за того, что передние колеса при повороте катятся по немного большему радиусу, поэтому скорость их вращения больше. Решить эту проблему в данном прототипе было невозможно, потому что передний привод подключался вручную, а связь между осями была жесткой. Однако разработчики Audi / Ауди быстро решили две основные задачи: постоянный полный привод и возможность установки отдельного центрального дифференциала и второго карданного вала, что в 70-е годы казалось невозможным на автомобилях такого типа.

Руководитель отдела по разработке трансмиссии Франц Тенглер (Franz Tengler) предложил гениальную идею установки в коробку передач вторичного полого вала длиной 26,3 см, чтобы мощность могла передаваться в двух направлениях. Этот вал приводил в движение крестовину межосевого дифференциала с ручной блокировкой, который, в свою очередь, передавал 50% мощности двигателя на заднюю ось, оснащенную собственным дифференциалом повышенного трения. Остальная мощность с помощью выходного и полого валов передавалась переднему дифференциалу. Использование полых валов позволило впервые в мире создать легкую, компактную и эффективную систему постоянного полного привода. Система была поистине революционной: полный привод стал доступен не только внедорожникам с большим клиренсом, но и спортивным легковым автомобилям.

В начале 1987 года система quattro / кваттро получила важное дополнение: дифференциал Torsen, червячную самоблокирующуюся передачу, заменившую собой устройство ручной блокировки. Как следует из названия (torque sensing — реагирование на крутящий момент), дифференциал Torsen способен бесступенчато перераспределять крутящий момент между осями, при этом на ось, имеющую лучшее сцепление с дорогой, может передаваться до 75% крутящего момента. Так как этот дифференциал блокируется только под нагрузкой, автомобиль может быть оснащен антиблокировочной системой тормозов. Сегодня работа дифференциала Torsen дополняется контролируемыми электроникой системами блокировки межколесных дифференциалов и системой стабилизации ESP.

Настоящий quattro

«Мы хотели создать впечатление автомобиля, как будто «приклеенного» к земле, в котором технические возможности стоят превыше всего. Эта концепция оказалась правильной, эффективной и надежной». Это слова Гартмута Варкуса (Hartmut Warkuss), главного дизайнера того времени, о quattro / кваттро. Quattro / Кваттро, построенный на базе Audi 80 Coupé / Ауди 80 Купе, но с «граненым» дизайном, был представлен журналистам 3 марта 1980 года на ледяном катке рядом с выставочным залом, где проводился женевский автосалон. Пятиместное купе обладало колесной базой в 2524 мм при общей длине в 4404 мм. Компания Fuchs предоставила шестнадцатидюймовые кованые легкосплавные колеса. Фердинанд Пиех (Ferdinand Piëch) понимал, что этот автомобиль — новая страница в автомобильной истории. Свою речь он закончил словами: «Сегодня состоялась премьера полного привода для легковых автомобилей».

Революционный quattro / кваттро (имя предложил Вальтер Трезер (Walter Treser)) был воспринят с энтузиазмом: принципиально новый тип трансмиссии и спортивный характер произвели большое впечатление на журналистов. Пятицилиндровый двигатель с турбонаддувом и промежуточным охладителем рабочим объемом 2 144 см3 развивал 147 кВт (200 л.с.) при максимальном давлении наддува в 0,85 бар и выдавал максимальный крутящий момент в 285 Н•м при 3500 об/мин. Quattro / Кваттро весил 1 290 кг, ускорялся с 0 до 100 км/ч за 7,1 с и разгонялся до 220 км/ч. Постоянный полный привод, жесткая спортивная подвеска и функциональный дизайн интерьера делали его совершенным спортивным автомобилем.

Quattro / Кваттро стал флагманом производителя, не только из-за технических характеристик, но и из-за цены — в Германии он предлагался за 49 900 марок. Несмотря на высокую цену, уровень продаж с момента появления автомобилей в салонах был необычайно высок. За первые два года производства сборочное предприятие N 2 в Ингольштадте выпустило почти 2000 экземпляров. Первые 400 были необходимы как основание для участия в чемпионате мира по ралли в Группе 4.

«Настоящий quattro», как его теперь называют фанаты, продержался в производстве до 1991. За этот период было выпущено 11 452 автомобиля. За время производства материалы интерьера стали более изысканными, произошли изменения в технической части, появились цифровые дисплеи, системы голосового оповещения, антиблокировочная система и модификации ходовой части. Модификация модели произошла в 1987 году и затронула центральный дифференциал Torsen и двигатель: теперь он развивал мощность в 147 кВт (200 л.с.), но выдавал больший крутящий момент на малых оборотах. В 1989 году мощность увеличилась до 162 кВт (220 л.с.) за счет установки новой головки блока с четырьмя клапанами на цилиндр. Максимальная скорость возросла до 230 км/ч.

Особая модель, овеянная легендарной славой, появилась в 1984 году: Sport quattro / Спорт кваттро с уменьшенной до 2 204 мм колесной базой и полностью новым двигателем с алюминиевым блоком цилиндров мощностью 225 кВт (306 л.с.). Использование Кевлара и прочих легких материалов сделали этот дорожный автомобиль серьезным претендентом на участие в ралли. Всего было выпущено 224 автомобиля в «короткой версии». Это позволило Audi / Ауди омологировать его для участия в ралли в группе B. Цена подчеркивала исключительность автомобиля: 203 850 марок.

quattro участвуют в ралли

Группа B, допускающая лишь небольшие технические ограничения, была, наверное, самым инновационной эрой ралли: в этих высокотехнологичных гонках команды побеждали за счет уменьшения времени разработки. Уже во время своего первого сезона 1981 года Audi / Ауди продемонстрировала свое превосходство. Финский пилот Ханну Миккола (Hannu Mikkola) выиграл два этапа и занял третье место в общем зачете, несмотря возникшие на первых порах технические проблемы. В гонке Сан Ремо француженка Мишель Мутон (Michèle Mouton) стала первой женщиной, выигравшей чемпионат мира по ралли.

В 1982 году ингольштадтская команда стала лидером, подтвердив слоган Audi / Ауди «Превосходство высоких технологий» Миккола (Hannu Mikkola), Мутон (Michèle Mouton) и Стиг Блюмквист (Stig Blomqvist) одержали семь безоговорочных побед в одиннадцати ралли, получив чемпионские звания. Мишель Мутон (Michèle Mouton) заняла второе место в общем зачете пилотов. В 1984 году пришел долгожданный двойной успех: Блюмквист (Stig Blomqvist), победив в пяти ралли, практически без борьбы получил звание чемпиона. Сезон начался с сенсационной победы в Монте-Карло новичка команды — Вальтера Рёрля (Walter Röhrl), опередившего на финише своих скандинавских коллег в ходе захватывающей борьбы.

Во время этого сезона у находившегося вне конкуренции Audi / Ауди начали появляться серьезные соперники. К примеру, Peugeot 205 T 16 / Пежо 205 Т 16, ставший первым раллийным концепт-каром с центрально расположенным двигателем. Audi / Ауди применила такой же подход, был сконструирован концепт-кар. Тем не менее, от идеи отказались, решив, что автомобиль не должен сильно отличаться от тех, что выпускаются серийно. В конце 1984 года дебютировал Sport quattro / Спорт кваттро, автомобиль с передним расположением двигателя мощностью 331 кВт (450 л.с.). Колесная база была укорочена на 32 см, чтобы сделать автомобиль легче и быстрее. Однако Sport quattro / Спорт кваттро, даже в своем последнем поколении S 1, не добился значительных успехов. И все же его экстремальные технические характеристики вошли в историю ралли. Официально заявленная мощность пятицилиндрового двигателя с алюминиевым блоком составляла 350 кВт (476 кВт), но, с учетом системы рециркуляции, поддерживавшей вращение турбины, истинное значение составляло более 500 л.с. при 8000 об/мин. При достаточно высоком передаточном отношении S 1 (весивший всего лишь 1090 кг) ускорялся с места до 100 км/ч за 3,1 секунды. Некоторые автомобили оборудовались коробкой передач, допускающей переключение при невыключенном сцеплении — то, что сегодня доступно благодаря технологии DSG. В основе автомобиля лежала рама из армированных трубок с навесными металлическими и пластиковыми панелями. Для лучшей развесовки радиатор, вентилятор и генератор были перенесены в заднюю часть автомобиля. Большие крылья и спойлеры увеличивали прижимную силу на скоростных участках; тормоза были оснащены системой водяного охлаждения.

Весной 1986 года группа B была закрыта. Audi / Ауди решила больше не участвовать в этих соревнованиях. После нескольких серьезных аварий оргкомитет FISA изменил правила соревнований, к участию в которых теперь допускались практически только серийные автомобили группы A. S 1 все-таки отпраздновала последнюю победу: в 1987 Вальтер Рёрль (Walter Röhrl) на автомобиле с двигателем мощностью 441 кВт (600 л.с.) выиграл гонку на трассе Pikes Peak в Колорадо, США, со 156 поворотами и максимальной высотой 4301 метр. В этом соревновании Audi / Ауди одержала тройную победу: в последующие два года «Гонку в облака» выиграли Мишель Мутон (Michèle Mouton) и Бобби Унзер (Bobby Unser). Долгие годы со временем Audi / Ауди — 10 минут 47,85 секунды не мог сравниться никто.

quattro в кольцевых гонках

Успехи на Pikes Peak воодушевили компанию. В 1988 году Audi / Ауди приняла участие в американской гоночной серии TransAm. Пятицилиндровый двигатель с турбонаддувом на Audi 200 quattro / Ауди 200 кваттро, устанавливавшийся ранее на раллийные автомобили и развивавший 375 кВт (510 л.с.), обеспечил чемпионский титул американскому пилоту Херли Хейвуду (Hurley Haywood). Audi / Ауди одержала девять побед и получила кубок конструкторов. Годом позже компания перешла в серию IMSA GTO с менее строгими правилами. От Audi 90 quattro / Ауди 90 кваттро остался лишь силуэт: под углепластиковым кузовом скрывалась начинка настоящего гоночного автомобиля. Пятицилиндровый двигатель развивал 529 кВт (720 л.с.), автомобиль опирался на 14-дюймовые широкие колеса. Одержав семь побед в тринадцати гонках, Ханс Иоахим Штук (Hans Joachim Stuck) занял третье место в чемпионате и принес команде второе место в командном зачете.

В 1990 и 1991 годах Audi / Ауди с моделью V8 quattro / V8 кваттро начала участвовать в германском чемпионате Touring Car. Двигатель этого роскошного автомобиля объемом 3,6 литра развивал 340 кВт (462 л.с.). Несмотря на вес в 1 220 кг, мощность в сочетании с полным приводом позволили автомобилю на равных сражаться с более легкими соперниками. Штук завоевал чемпионский титул в 1990 году, а в 1991 после драматического сражения уступил Франку Биеле (Frank Biela) на трассе Хоккенхайм. После начала сезона 1992 года произошел скандал, вызванный несоответствием коленчатого вала двигателя регламенту. Команда отозвала V8 с дальнейшего участия в гонках.

Наиболее успешным в классе «туринг-кар» был 1996 год. A4 quattro Supertouring / A4 кватро Супертуринг с двухлитровым двигателем мощностью 221 кВт (300 л.с.) участвовал в семи национальных чемпионатах: в Германии, Великобритании, Италии, Испании, Бельгии, Южной Африке и Австралии — и победил во всех! Пилотом, победившим в Германии, был Эммануэль Пирро (Emanuele Pirro), в Великобритании — Фрэнк Биела (Frank Biela).

Серийное производство quattro

«Настоящий quattro» недолго оставался единственной в своем роде моделью. В 1982 году Audi / Ауди представила пять полноприводных моделей: Audi Coupé / Ауди Купе, Audi 80/90 / Ауди 80/90 и Audi 100/200 / Ауди 100/200. Последняя модель, чемпион восьмидесятых годов по аэродинамике, также предлагалась с кузовом универсал. Эти автомобили задумывались как переднеприводные, но могли быть без больших усилий и затрат модифицированы в полноприводные версии. В этом отражалась основная политика марки: предлагать версию quattro / кваттро для каждой модели. В свете спортивных успехов Audi / Ауди нет ничего удивительного в том, что они продавались очень хорошо.

Новый флагман семейства quattro / кваттро появился в 1988 году. Это была модель V8 мощностью 185 кВт (250 л.с.), позднее предлагавшаяся с двигателем мощностью 206 кВт (280 л.с.). Автомобиль предлагался только с постоянным полным приводом и сначала имел только автоматическую коробку передач, поэтому устанавливались две блокировки дифференциалов: управляемое электронно многодисковое сцепление в межосевом дифференциале и самоблокирующийся дифференциал Torsen в задней оси. Эту модель в 1994 году сменил A8. A8 мог оснащаться передним приводом, и эта опция до сих пор возможна для модели текущего поколения, но ее выбирают всего лишь 7% покупателей.

С 1990 года динамичный образ Audi / Ауди усилился за счет моделей с индексом S. Лидером в этом смысле был S2 Coupé / S2 Купе, наследник «настоящего quattro». В нем сочетались спортивность и изящество, и этот подход был впоследствии продолжен в модельном ряду Audi 100 / Ауди 100.

Первая модель Audi RS / Ауди RS поразила поклонников. RS2 Avant / RS Авант впечатлил клиентов своими возможностями. Автомобиль с пятицилиндровым двигателем с турбонаддувом появился на рынке в 1994 году. Двигатель развивал 262 кВт (315 л.с.). Этот автомобиль, сконструированный на базе Audi 80 Avant / Ауди 80 Авант, нашел 2 881 покупателя. RS2 надолго стал популярной классикой со своим клубом почитателей.

В 2000 году Audi / Ауди представила модели RS4 и RS6. Мощные двигатели V8, характерные для спортивных автомобилей, сочетались с роскошным оборудованием и непревзойденным качеством Audi / Ауди. Затем было найдено новое гармоничное сочетание: на версии quattro / кваттро начали устанавливаться мощные дизельные двигатели TDI. Если говорить об объемах продаж, то самыми успешными моделями Audi / Ауди были А4 и А6. То же самое можно сказать и об их полноприводных модификациях. Учитывая прошлые версии, объем выпуска модели А4 к концу 2004 года составил 37 572 автомобиля, а А6 — 601 204. Доля quattro / кваттро для седанов возросла до 42%. С 1999 года версия quattro / кваттро стала доступной для моделей A3, TT Coupé / TT Купе и TT Roadster / TT Роадстер. Так как двигатель в них расположен поперечно, то вместо межосевого дифференциала Torsen в них используется муфта Haldex. Постоянным полным приводом были оснащены 58 % всех TT Coupé и 42 % всех проданных в 2004 году TT Roadster / TT Роадстер.

Модель allroad quattro / алроад кваттро имеет особый статус — пневмоподвеска позволяла изменять дорожный просвет. Это давало автомобилю возможность чувствовать себя уверенно и на трассе, и на пересеченной местности. Было построено около 90 000 этих автомобилей.

С 1980 по 2004 год Audi / Ауди выпустила 1 815 396 автомобилей с постоянным полным приводом. За этот период было выпущено 12 030 207 автомобилей, включая модель A2, то есть доля полноприводных автомобилей составила 15,1%.

В последние годы эта доля возросла, составив в 2004 году 26,7%. В этом сегменте рынка Audi / Ауди — лидирующий производитель полноприводных пассажирских автомобилей. Сегодня покупателям предлагается 74 модели с приводом quattro / кваттро.

Другие новости