Все говорят: «Кризис! Кризис!», как дальше жить, когда же экономика начнет подниматься, и мы снова начнем себя чувствовать финансово комфортно, как в прежние времена. Читая каждый день новости и различные аналитические статьи, я все больше склоняюсь к мнению, что как раньше уже ни когда не будет. Нужно адаптироваться к сложившейся ситуации и пытаться получать максимальную выгоду в поставленных условиях. К тому же, я все чаще слышу из различных источников, что кризис – это благотворная почва для новых начинаний, возможно, имеет смысл сконцентрироваться в этом направлении.
К чему все эти рассуждения, да к тому, что нашу нишу этот змей о трех головах затронул наверное больше всего. Продажи автомобилей в прошлом году упали фактически на 50 процентов, специалисты прогнозируют, что и нынешний год принесет нам очередное падение. В общем, прогнозы не утешительные, но рынок все равно продолжает жить.
О том, как меняется российский автомобильный рынок, нам поведали в ходе тест-драйва Mazda 3, который проходил в Сербии. В целом, не смотря на падение роста продаж, сегменты развиваются по докризисной схеме. Как и прежде, в нашей стране огромной популярностью пользуются кроссоверы и седаны. Самые интересные перемены происходят непосредственно в самих моделях. Оказывается, с наступлением кризиса, покупатель стал обращать внимание на автомобили в богатых комплектациях. Если раньше потребитель интересовался базовыми моделями, то сегодня доля их продаж уменьшается. Эксперты связывают это с тем, что прежде покупатель засматривался на более дорогие автомобили, например в премиум сегменте, а сегодня запросы приходиться корректировать и покупатель тратит отложенные деньги на автомобили среднего ценового сегмента, но в более дорогих комплектациях.
Именно такие автомобили Мазда 3 были предоставлены нам для теста. Яркие и динамичные, в богатых комплектациях, именно на такие автомобили сегодня ориентируются потенциальные покупатели. Причем тест в очередной раз оказался не совсем обычным. Мы не толкались в городских пробках, не давили педаль газа в пол на скоростных автобанах, не крутили бесконечно рулевым колесом, преодолевая горные серпантины. Мы провели целый день за рулем Mazda 3 на самом крупном на Балканах автодроме Navak. И у нас не было соревнований на скорость и выносливость, хотя такие мероприятия на данном полигоне можно проводить без проблем. Для нас был подготовлен очередной курс водительского мастерства, подготовленный на основе тех упражнений, что оттачивают представители спецслужб.
На полигоне Navak нас встречают, как хороших знакомых, мы уже не первый раз здесь, вместе с компанией Mazda. Для этой поездки журналистам подготовили курс упражнений, который мы будем выполнять на Mazda 3. Быстро разбиваемся на группы и приступаем к упражнениям.
Начинаем казалось бы с банальной змейки, но инструктор говорит, что наша задача не просто пройти змейку не сбив ни одного конуса. А в первую очередь мы должны пустить нашу Мазда 3 в занос, и затем, раскачивая автомобиль из стороны в сторону, сохраняя амплитуду заноса, пройти упражнение. Обычно, в школах водительского мастерства учат обратному, как стабилизировать автомобиль после того, как он сорвется в занос. Тут же наоборот, надо было понять, как можно использовать занос, для преодоления препятствий. На Mazda3 упражнение выполняется достаточно просто. При определенном навыке автомобиль без проблем срывается в занос, а дальше четко выполняет возложенную задачу. Причем, после прохождения конусов, он так же легко стабилизируется и продолжает движение по прямой.
После этого упражнения, новенькие Мазда 3 у нас отобрали и попросили пересесть на старенькие Mazda. Новый автомобиль для следующего упражнения подходит едва ли, ведь в нем, нам необходимо было контактно вытолкнуть один автомобиль другим за пределы трассы. С этим упражнением я уже был знаком, в прошлый раз, когда мы были в Сербии нам уже предлагали выполнить такой маневр. В этот раз, из трех попыток, у меня ни разу не получилось выполнить задание на "отлично". То не хватало скорости, то наоборот был перебор, то не мог установить правильную дистанцию. В общем, так и не получилось у меня эффектно ударить автомобиль, который я преследовал и столкнуть его с намеченного пути.
Зато со следующим упражнением проблем вообще не возникло. Полицейский разворот на Mazda 3 с механической коробкой передач. Максимально разгоняемся задним ходом, переводим коробку в нейтраль, делаем резкое движение рулем в нужную сторону и вот уже перед глазами летят окрестности полигона. Размытость длиться несколько секунд, так, что красоты оставляешь на потом, пока машина совершает маневр, надо успеть выжать сцепление и воткнуть первую передачу, ведь в тот момент, когда автомобиль совершит дугу в 180 градусов, вам уже надо будет нажимать на педаль газа и двигаться к финишному створу. Такой маневр наверняка приведет в восторг девушек, но профессионалы его используют в тот момент, когда движение прямо автомобилю преграждают другим автомобилем. Развернуться по правилам будет долго, да и не всегда получится, а тут всего несколько секунд и ты уже можешь начать скрываться от нападающих.
Кстати, следующее упражнение является логичным продолжением предыдущего и не предназначено для улучшения навыков передвижения задним ходом, по московским дворам от автомобиля, который не хочет двигаться задом. Мы переходим к сконструированной трассе, преодолеть которую надо задним ходом. Причем, повернуть голову и смотреть в заднее стекло инструктора запрещают, ориентироваться можно только по боковым зеркалам. Трасса с большим количеством поворотов проходиться на скорость, в режиме пенсионера проехать не удастся, надо максимально сконцентрироваться и достигнуть лучшего результата.
На следующем упражнении пришлось активно работать ручником. Задание не сложное, но финальный аккорд доставлял неудобство. Необходимо было сделать восьмерку на Mazda 3, причем повороты надо было проходить в скольжении, помогая себе ручником. В целом задание не сложное, но в конце задания была парковка. В обычной парковке нет ничего сложного, мы делали это миллион раз, тут же надо было подъехать к парковочному месту и, дернув ручник, нужно развернуть автомобиль на 180 градусов и попасть в отведенное место.
Пока суть да дело, на полигон Navak опустились сумерки, и мы уже было решили, что сейчас поедем в сторону сербской столицы. Это были наши предположения, а у представителей полигона и компании Mazda, были свои планы на темное время суток. Самое интересное подготовили для финального испытания. По легенде в первом автомобиле едет очень важная персона, у этого автомобиля не работает головное освещение. За ним следует автомобиль охраны, в его задачи входит освещать ведущему автомобилю дорогу и при этом защищать его, если произойдет нападение. На словах все кажется просто, но на деле, все не так хорошо. Как только ты начинаешь движение, тебя сразу же начинает преследовать автомобиль, в котором расположился стрелок, на дороге периодически возникают препятствия, происходят огненные взрывы и появляются стрелки в засадах. Тебе надо не просто вести автомобиль, но и ежесекундно отслеживать обстановку пытаться избежать нападения и это все в полной темноте.
Курс для журналистов на полигоне Navak закончился и нам поведали еще одну интересную информацию. Клиенты компании Мазда прекрасно знают, что японская компания постоянно коммуницирует со своими клиентами. Курсы Mazda Sport Academy, где клиенты оттачивают свое мастерство в управлении автомобилем Mazda, посетили огромное количество клиентов. Многие принимали участие в грандиозном Mazda Sport Cup, в ходе которого любители марки участвуют в реальных гонках на лучших трассах страны. Для тех, кому хочется научиться быстро ехать на карте, открылась – Mazda Karting Academy. Самое важное, что все проекты Mazda в России не стоят на месте, они постоянно трансформируются и выходят на более высокий уровень. Так случилось и в этот раз, в Сербии было озвучено, что компания запускает большой проект – Mazda Sport Chalenge. Что бы победить нужно не только быстро ехать на гоночном треке, филигранно управлять картингом, но и быть хорошо подготовленным физически. В этот раз, что бы попасть в финал придется бегать, плавать быстро ехать и быть эрудированным. В результате которого лучшие команды отправятся на финальные соревнования, на полигон Navak в Сербию, а победители смогут побывать на автодроме Mazda в Лагуна Сека.
И еще один момент, о котором бы хотелось упомянуть. Сербский полигон теперь будет чаще слышать русские голоса, а те автомобили Mazda 3, что были сюда доставлены для тест-драйва, фактически получат местную прописку. Дело в том, что специально для своих клиентов, компания Мазда с сербскими специалистами разработала курс повышения водительского мастерства. В целом он будет похож на тот экспресс курс, что показали нам, но помимо описанных упражнений в него войдут и другие занятия.
В ближайшее время всех клиентов Mazda ждет множество интересных проектов, которые помогут не только хорошо управлять автомобилем, быть в спортивной форме, но и помогут лучше узнать свой автомобиль.