В полку дизельных двигателей Opel прибыло. В рамках стратегии поэтапного расширения линейки дизельных моторов к существующим двигателям добавилось два новых дизеля, соответствующих экологическим нормам Euro 5, объемом 1,6 и 2,0 литра. Оба мотора есть плод сотрудничества более 550 инженеров центра разработки силовых агрегатов GM в Турине и специалистов из Рюссельхайма и США.
Младший двигатель встал на вооружение Opel Mokka / Опель Мокка. В сравнении с предшественником, объем которого составлял 1,7 литра, объем нового двигателя уменьшили до 1,6 литров. Что, впрочем, никоим образом не повлияло на его производительность – моторчик выдает 136 л.с. и 320 Нм крутящего момента при 2000-2250 оборотах. Это на 6 л.с. и на 20 Нм больше, чем у старого двигателя объемом 1,7 л. К тому же новый мотор худее прежнего аж на 20 кг, благодаря широкому использованию алюминия в его изготовлении. Да, можно смело сказать, что это первый полностью алюминиевый дизельный двигатель.
С новым двигателем и 6-ступенчатой механикой Opel Mokka разгоняется до сотни за 9,9 секунд, и за столько же на пятой передаче с 80 до 120 км.ч. Максимальная скорость, которую продемонстрировал новичок, обозначена 191 км/ч. А расход топлива в смешанном цикле езды с шинами с низким сопротивлением хода равен 4,1 литру на сотню. Таким образом, мотор демонстрирует лучшее в классе соотношение мощности к рабочему объему – 85 л.с./л. Но и на этом его заслуги не исчерпаны. Для тех, кто радеет за экологию, данный мотор выльется бальзамом на душу, потому как выбросы вредных веществ, благодаря накопительному нейтрализатору, снижающему содержание оксидов азота в отработавших газах, составляют всего 109 г/км, что сравнимо с показателями бензиновых двигателей.
Все это стало возможным благодаря новой конструкции двигателя. 4-цилиндровый 16-клапанный мотор получил турбокомпрессор с изменяемой геометрией; четыре противовеса на коленвале, для снижения вибраций и шума; масляный и вакуумный насосы, интегрированные в масляный поддон, а так же улучшенную систему циркуляции отработавших газов. Система непосредственного впрыска топлива создает давление в 2000 бар и производит 10 впрысков топлива на один рабочий цикл, что обеспечивает мощность, лучшее распыление топлива и более эффективное образование топливовоздушной смеси.
В деле двигатель проявил себя весьма уверенно. Моторчик по праву называют «шепчущим» - ни вибраций, ни назойливого дизельного стрекотания, ни ряфканья при нажатии педали газа – такая работа вполне сравнима с работой бензинового мотора. Ко всему прочему двигатель 1,6 CDTI обладает столь же приятной тягой. Opel Mokka / Опель Мокка с ним легок и быстр даже будучи обремененный автоматом. На городских улочках, скоростных шоссе и серпантинах Ирландии я чувствовал себя уверенно, позволяя себе маневрировать, обгонять и срываться первым со светофора. Для своего объема мотор очень хорош. А главное – экономичен. За время теста бортовой компьютер переднеприводного Mokka (дизель с автоматом доступен только для этой модификации, остальные с 6-ступенчатой механикой) ни разу не показал расход более 6 литров на сотню в смешанном режиме езды. А с учетом того, что мы с коллегой не стеснялись нажимать газ в пол, данная цифра вдвойне приятна.
Новый двухлитровый четырехцилиндровый турбодизель столь же интересен. Его устанавливают на Opel Insignia / Опель Инсигния, которая, в свою очередь, в лидерах в 16 странах, включая Россию. Вообще на долю дизельных Insignia приходится 83% мировых продаж. А значит, инженерам Opel есть над чем работать. Что они, собственно, и сделали!
Новый мотор развивает 170 л.с. и внушительный крутящий момент в 400 Нм, доступный с 1750 оборотов. Соотношение мощности к рабочему объему данного двигателя составляет 85 л.с. на литр. А расход топлива и выброс вредных веществ равен 4,3 л на сотню и 114г/км соответственно. До сотни Opel Insignia с новым двигателем разгоняется за 9 секунд, что на полсекунды быстрее, чем ранее. А чтобы преодолеть спринт с 80 до 120 км/ч на пятой передаче ей потребуется на одну секунду меньше. Максималка равна 225 км/ч, что на 5 км/ч лучше предыдущего показателя.
Впервые на дизельный мотор для Opel Insignia устанавливается турбонагнетатель с изменяемой геометрией турбины, оснащенный электронным управлением лопатками, что обеспечило более быстрый (на 20%) отклик при нажатии педали газа. Турбонагнетатель обеспечен жидкостным охлаждением и масляным фильтром, который снижает износ подшипников. Инженерам так же удалось увеличить эффективность двигателя путем изменения формы камеры сгорания, доработки впускных каналов с изменяемой геометрией и использованию, как и на двигателе 1,6 CDTI, новой системы впрыска с давлением 2000 бар и десятью впрысками топлива на один рабочий цикл. А два балансировочных вала компенсировали до 83% вибраций. Вдобавок ко всему инженерами Opel в двухлитровый мотор было внесен еще ряд изменений, благодаря которым удалось снизить шумы – на холостом ходу шум стал меньше на 5 Дб.
Благодаря системе нейтрализации отработавших газов BlueInjection новый мотор соответствует экологическим нормам Euro 6. Чтобы система работала необходимо использовать жидкость AdBlue (мочевину), преобразующую оксиды азота в безвредный азот и водяной пар.
Двигатель прямо скажем хорош. Порог, когда появляется тяга, с теми настройками механики, можно было бы опустить чуть пониже, но и 1750 оборотов, при которых двигатель вываливает все козыри на стол, вполне хороший результат. Opel Insignia с новым мотором, как и в случае с Opel Mokka, не испытывает недостатка тяги ни в городе, ни на трассе. Ударил педаль газа – получил ощутимое и, главное, ожидаемое ускорение. Ко всему прочему моторчик довольно эластичен и на пятой передачи, вполне вытягивает с 60 км.ч. Что касается расхода, то цифры, в нашем случае, так же крутились в районе 6-7 литров на сотню.
По уровню шума, при всех инновациях и доработках, двигатель, конечно, не дотягивает до 1,6 CDTI. Он сильно шумнее, ворчливее на высоких оборотах, да и вибраций хватает. Но если сравнивать его с предыдущим двухлитровым дизелем, то, определенные сдвиги в лучшую сторону есть. Впрочем, о перспективах появления в России этого двигателя говорить пока рано. А вот 1,6 CDTI уже скоро доберется до наших широт. Когда? Будем ждать анонса от российского подразделения GM.