Четверг, 18 Октября

Тест-драйв Jaguar XJ 2009 и Land Rover Freelander 2 2010

12 Декабря '11
Ледяная встряска

Ледяная встряска

Три с половиной часа на «Аллегро», сорок минут на автобусе до аэропорта Ванта, час десять на самолете да Равоалины — заснеженной родины Санта-Клауса. Пару дней назад, по слухам, здесь было минус 20. Да и сейчас сухой морозец после теплого Хельсинки заставляет поежиться. Оно и неудивительно: Заполярье! 

- А мы еще не приехали, - сообщают нам на выходе организаторы. - 280 километров и мы на месте. Рассаживаемся по машинам!

DSC_4753_resize.jpgЗимний курс Land Rover-Jaguar на этот раз решили провести в погруженной в вечные сумерки Иволе — на самом краю в Финляндии, откуда рукой подать до Мурманска. Совсем недалеко находится испытательный полигон Nokian Tyres и знаменитое озеро Папасярви. Однако площадкой был выбран небольшой, но уютный Action Park — тут вам и прокатный зимний картинг, и обледенелые прямяки для змеек, и отчаянный круг для вращения в контролируемом заносе, и несколько поодаль посреди сосен - трехмерный раллийный спецучасток. Так вот как коротают зимние вечера горячие финские парни!

Зима, правда, еще по-настоящему и не начиналась. Слой снега — каких-то два-три сантиметра, и потому овраги по краям трассы загадочно зияют чернотой. Да и мороз в Лапландии продержался, увы, недолго. Уже утром выяснилось, что чудесные, словно с открытки, покрытые инеем деревья оттаяли, и на термометре установился скучный ноль — совсем как в Питере или Москве. То и дело начинал идти мокрый снег, небо заволокло серыми тучами. Рассветало с трудом — каждую неделю в этих широтах убывает по 6 минут светового дня.

Нашу группу — человек двадцать или около того — поделили поровну. Кто-то сразу же отправился осваивать азы скольжения на четырех ведущих колесах на трассу Land Rover / Ленд Ровер, однако я предпочел попытать счастья на заднем приводе.

DSC_5577_resize.jpg-Отличный выбор! Все присутствующие знают толк в автомобилях! - улыбнулся собравшимся ведущий инструктор Jaguar Experience Егор Васильев. - У нас сегодня много работы. После двух начнет темнеть, так что нужно поторопиться. Нам повезло с условиями: сегодня хороший зацеп, так что скорости будут. К сожалению, ДТП возможны...

Раз так говорит мастер спорта и неоднократный призер Чемпионатов и Кубков РФ по авторалли — надо прислушаться. Впрочем, утомлять вступительными речами нас, к счастью, не стали. Уже спустя десять минут каждый занял место в приглянувшемся ему «Ягуаре». Я скромничать не стал и сразу же направился к кабриолету Jaguar XK-R. «Везет тебе!» - проводил меня Илья Фролов из «Автопилота». Я был того же мнения, но поначалу, оказавшись на водительском месте, ощутил непонятной природы робость. «510 лошадиных сил, лед... А вдруг не справлюсь», - пронеслось в голове, но я отогнал эти мысли, сосредоточившись на настройке органов управления. Благо, про правильные посадку и хват я наслышан.

DSC_6065_resize.jpgВ каждой машине уже лежало по рации, а инструкторы равномерно выстроились по двум трассам. Первая рабочая зона — со снежным покрытием, вторая - со льдом.

- Обратите внимание, - объяснял Егор Васильев по рации из белого Jaguar XJ / Ягуар XJ, который динамично передвигался по трассе все время занятия, следя за каждым участником, - скорость выполнения одних и тех же упражнений на разных покрытиях — разная.

DSC_4614_resize.jpgПервое, что нужно сделать, оказавшись за рулем мощного автомобиля на незнакомом покрытии, - прочувствовать его. Как? Оптимальный прием: разгон и тормоз в пол. Причем разгон на скользком покрытии — вещь далеко непростая. Если система стабилизации включена — при перегазовке машина просто не поедет. Если выключена — не поедет тоже, но по другой причине. Работать газом нужно ювелирно, наращивая усилие на педали постепенно. А вот тормозить - как раз ударом по педали. Да так, чтобы остановиться ровно в створе.

- Не подгоняем результат под ответ! - настойчиво доносилось из рации. - Девятый номер — слишком поздно, слишком поздно. Попытайтесь почувствовать лед, не бойтесь экспериментировать...

Я стараюсь, но получается не всегда. А ведь порой бывает так, что, не освоив такой базовой вещи, как разгон, автомобиль не сдвинуть с места. За ужином нам рассказали, как одного покупателя Jaguar / Ягуар пришлось «запускать дистанционно»: сев за руль мощного заднеприводного автомобиля зимой, незадачливый автовладелец со всей силы жал на педаль газа и не мог сдвинуться с места на протяжении получаса...

И действительно, контроль над машиной возможен тогда, когда есть понимание. Совсем как в дрессуре: вначале нужно убедить животное, что хозяин тут именно ты, а не оно, — это важнейшая часть всего процесса. Собственно же на отработку команд времени зачастую уходит меньше.

Следующий этап тренинга — прохождение змейки: сначала со скольжением передней оси на ровном газу, потом — с подключением педали акселератора. Простые с точки зрения «сухой теории» вещи на скользкой трассе моментально обретают вполне осязаемый смысл. Чуть повернул руль на больший угол — тут же машина перестает поворачивать. Распрямил руль — и машина снова управляется. Чудо!

Чуть позже к делу подключается акселератор, который на снежном и ледяном покрытии подчас лучший помощник, чем рулевое колесо. Чуть-чуть обозначил поворот, качнув рулем, и аккуратно довернул машину газом. Само собой, предварительно систему стабилизации нужно полностью отключить — для этого кнопку придется удерживать не менее 10 секунд. Как ни странно, после нескольких попыток в таком режиме, если все исполнять правильно и своевременно, машина становится даже послушнее!

DSC_4888_resize.jpg- Мягче, мягче работай педалью! - то и дело звучало в рации. - И все делай заранее — до входа в поворот!

Главное в этом деле — синхронность работы рук и ног. Егор Васильев даже несколько раз повторил: почувствовать машину — значит стать с ней одним целым. Иными словами, мозг отдает команды телу, а тело — машине, и все это происходит синхронно, без пауз. «Подружить» голову с колесами на самом деле не так уж сложно, главное — тренировка. Поэтому при первых попытках всех нещадно разворачивает. К тому же машины «обуты» хоть и в зимнюю, но нешипованную резину — на снегу еще ничего, а вот лед с такими колесами ошибок не прощает: на заднюю ось приходятся все 515 Нм крутящего момента...

После обеда происходит обмен машинами — пересаживаюсь на огромный Jaguar XJ / Ягуар XJ. Впечатления смешанные: если на «квадрате» этот автомобиль отлично доворачивает газом, срезая те углы, которые нужны, и аккуратно объезжая конусы, то на змейке «чистой» рулежки уже не получается: все время нужно корректировать результат. «Попробуй работать рулем с меньшей амплитудой», - подсказывает голос в рации. Я стараюсь, но...

Самое интересное — ритмический занос. Вот уж где начинается интенсивная рулежка. Признаться, именно тут начинаешь радоваться, что оказался в длиннобазном автомобиле — коллеги на коротких Jaguar XK / Ягуар XK вспотели насквозь уже после нескольких попыток. Выставить в занос купе — еще ползадачи, ритмический занос нужно поддерживать, а значит — активно и, главное, синхронно работать рулем и акселератором. Чуть-чуть недокрутил - машина стабилизировалась, чуть перегазовал — разворот...

DSC_6091_resize.jpgНу а на закуску — полицейский разворот, которому, по словам опытного инструктора, за 3 минуты можно научить даже блондинку, вчера севшую за руль. «Тут все просто: разгоняемся задним ходом, ставим селектор в «нейтраль», резким движением выкручиваем руль в любую сторону, и машину начинает разворачивать. Возвращаем руль в нулевое положение, переводим селектор в положение Drive. Вуаля». И действительно, получаться начинает достаточно быстро. Главная сложность — не перекрутить руль. Для этого нужно четко отсчитать сначала два оборота в одну сторону, затем — ровно два в противоположную. И не сбиться, конечно...

DSC_4935_resize.jpgУже на вечернем брифинге Егор Васильев признался: данный тренинг — скорее сборный микс, нежели какая-то определенная программа из трех стандартных курсов («Ознакомительный» новоиспеченные владельцы Jaguar / Ягуар получают в подарок, а «Базовый» и «Продвинутый» доступны за отдельную плату). Пяти часов просто не хватит, чтобы по-честному отработать каждое из упражнений, а вот дать общее представление вполне можно. К тому же главное вкатиться в лед и понять общие принципы, а уже затем оттачивать конкретные навыки в разных условиях. А они, уже поверьте, всегда буду разными, благо на следующий день столбик термометра поднялся до плюс 2 по Цельсию, снег исчез вовсе, а лед стал скользким, как мыло, и вчерашняя трасса очень мало напоминала себя.

Впрочем, на второй день поменялась и техника. Пришел мой черед осваивать полный привод, а те, кто вчера боролись со льдом на «Эвоках» и «Фрилендерах», оказались за рулем моноприводных Jaguar / Ягуар. Признаться, покорять ледяные трассы на внедорожниках мне совсем не хотелось — оптимальнее всего было бы сосредоточиться на чем-то одном. Тем более, что в приватных беседах инструкторы команды Jaguar Experience – все как один опытные спортсмены – подчеркивали: принципы движения для разных типов привода — одни и те же. Разница – незначительна и сводится к нюансам, гораздо важнее освоить саму физику движения.

DSC_4553_resize.jpgПравда, на льду полноприводными машинами управлять значительно интереснее. А главное — проще. По крайней мере, за рулем «Фрила» я просто физически ощутил, как умная электроника старается компенсировать все мои ошибочные действия на змейке. И если накануне было не до очков-голов-секунд — главное было удержать автомобиль от заноса и не вылететь бумерангом в канаву возле трассы, то за рулем Land Rover довольно быстро начинаешь ощущать контроль над ситуацией. Хочется пройти змейку в разных режимах системы Terrain Response, не зацепить конус, максимально поздно оттормозиться на переставке...

DSC_4643_resize.jpgГвоздь программы — ледяной круг, в котором, по идее, нужно тренировать движение в контролируемом заносе. Прошел один круг — хорошо, а два или три — вообще отлично. Однако погода явно не благоволила для таких экзерсисов. Покрытие стало очень неравномерным: местами лед, местами — снежная каша. Из-за разницы в сцеплении справиться с машиной стало трудно, но я пытался и честно одолел один круг.

Как выяснилось, в этих условиях поведение двух компактных кроссоверов – Range Rover Evoque и Land Rover Freelander — существенно различается. «Рейндж» острее, грубее, мощнее, тогда как «Фрилендер» - более прецизиозный и, на мой вкус, более интересный в плане активной рулежки. Он потребует большей концентрации, но если перейти с ним «на ты», станет настоящим товарищем. Evoque – представитель более молодого поколения: «на вы» он вообще не умеет, вроде бы всем и друг, и брат, но — до определенных пределов.

Увлекшись ледяным аттракционом, я как-то и позабыл о том,что впереди еще традиционная внедорожная программа. Специальной трассы в Иволе нет, однако найти подходящий участок — не проблема. Каюсь, на этот раз я решил действовать самостоятельно и отбился от коллектива. Дело в том, что совсем недавно я как раз изучал внедорожные возможности нового Range Rover Evoque / Рэйндж Рофвер Эвок на специально оборудованном полигоне Land Rover Experience под Петербургом, и полученные знания еще не выветрились у меня из памяти. Так что прокатившись по обледеневшему допу с одним из самых опытных инструкторов школы Land Rover Experience Дмитрием Игоревичем Верещаком (до 1995 года он работал на полигоне НАМИ), я отправился на трассу «Ягуаров», где работал вчера.

И, к счастью, не прогадал. Буквально за сутки трасса преобразилась: от снежной части не осталось и следа. Кругом лед — да какой! Скорости, разумеется, упали, а вероятность ошибки — возросла. Но даже в этих условиях я почувствовал, что выполняю большинство упражнений лучше коллег. Один день наката — но разница налицо, несмотря на изменившиеся погодные условия... Кто сказал, что задний привод не для зимы?

DSC_4560_resize.jpgСкажем так, лед выступает чем-то вроде лакмусовой бумажки. Видно все: и мастерство водителя, и возможности автомобиля, и недостатки резины. К резине, кстати, вопросы остались: на снегу «липучка» практически идеальна, а вот на льду...

- Нельзя сочетать несочетаемое, - прокомментрировал эти наблюдения Дмитрий Верещак. - Если машина отлично чувствует себя на какой-то зимней резине на трассе, она будет хуже управляться на глубоком снегу. И наоборот. Это лишь вопрос компромисса и осознанного выбора. Те же шипы — да, они лучше проявляют себя на таком покрытии, но на асфальте, безусловно, проигрывают. А часто ли в Москве образцовая гололедица?

И ведь не поспоришь!

Подробнее ознакомиться с различными программами курсов Jaguar и Land Rover Experience, а также записаться на них можно по ссылкам:landroverex.ru, jaguarex.ru.

Григорий Храбров
Технические характеристики:

Отзывы

Марка / модель Год Двигатель / КПП Кузов Пробег Оценка Дата
Land Rover Freelander 2 (2010) 2008 Дизельный 2.2 / MT Внедорожник 82 000 2 15.04.2013
Станислав , водительский стаж с 1980 г.
Достоинства: Достойный дизайн,лехкодоступность приборов,комфортный,маневренный и просто хороший
Недостатки: Куча всего все неперечислиш
Что ломалось: Стартер, сцепление,коробка,куча мелочей
Опыт обслуживания: ОФ дилер
Стоит ли этот автомобиль своих денег? — нет
Land Rover Range Rover Evoque Coupe (2011) 2011 Бензиновый 2.2 / AT Внедорожник 4000 5 20.12.2011
Андрей Васильев, водительский стаж с 1991 г.
Достоинства: Фантастический автомобиль с отличным дизайном и зодовыми качествами.
Недостатки: Формальным недостатком могу считать только не очень удобную посадку для задних пассажиров. Но из там обычно не бывает, так что все в порядке.
Что ломалось: Ничего не ломалось. Те, кто хочет что-то рассказать про "надежность" Land Rover, пускай едут покупать себе Тойоту какую-нибудь и радуются до скончания веков.
Опыт обслуживания: Официальный дилер Автопассаж
Предыдущий автомобиль: Land Rover Discovery II
Стоит ли этот автомобиль своих денег? — да
CENTER_PARTNER
CENTER_PARTNER_MOBILE