Старт экспедиции состоялся серым, прохладным московским утром. Погрузив коробки с подарками от компании Renault / Рено в два стандартных кроссовера Koleos, мы наконец начали выбираться из дождливой Москвы с ее пятничным трафиком.
До Нижнего Новгорода доехали легко , а на ночлег нас приютила гостиница «Русский Капитал». «Капитал», правда, основался только на одном из этажей, мы же этот вечер и ночь провели в «машине времени» этажом выше - настоящая классика жанра с капающими кранами, потрепанными обоями и прочими обязательными атрибутами советских гостиниц.
День второй. Взятие Казани
Красивые виды в окнах небесно-голубого и серебристого Renault / Рено сменялись другими, душа радовалась солнцу и ярким осенним краскам. Хотелось запомнить всю эту красоту – поэтому мы ехали не торопясь и Казань “брали” уже на закате.
Город зазывал на прогулку яркими вывесками, новыми и старинными зданиями ¬в лучах прожекторов, и не поддаться на его уговоры было сложно.
На территорию Кремля столицы Татарстана нас пропустили уже после закрытия, а компанию на ночной прогулке нам составили политический деятель Аида Шарипова и актер театра и кино Сергей Скоморохов.
День Третий. Из Татарстана в Бузулук
Впечатления третьего дня - водные просторы Куйбышевского водохранилища и необычайно вкусная рыба горячего копчения! Самару пролетели почти без остановок… странно, но заправок в тех краях меньше, чем нефтяных вышек. Солнце долго нас не баловало, быстро стемнело, прибавилось два часа . Мы заночевали не доехав 240 км до Оренбурга, в г. Бузулук. Позади уже 1400 км, а впереди – самое интересное.
День четертый. Бузулук-Магнитогорск. Первые испытания Renault Koleos.
Сценарий утра знаком: подъём, затрак и по машинам. Сегодня нам предстоит проехать всего 340 км. Может быть, именно поэтому этот день выдался «женским», почти всё расстояние за рулём дизельного и бензинового Renault Koleos / Рено Колеос ехали девушки-участницы путешествия.
Автомобиль показался простым и удобным, все функции свои выполнял на пятерку и нареканий не вызывал… Но впереди нас ожидали ночь, серпантин и отсутствие дорожного покрытия, и невольно мы задавались вопросом – а справятся ли наши автомобили с этим испытанием?!
Справились! Подвеска отработала на отлично, великодушно простив разные мелкие ошибки, а на резких поворотах в горах не подвели шины GoodYear. Эти покрышки держали дорогу с её иногда экстремальными поворотами и неоднородным покрытием на «ура». Думаю, что наши шины GoodYear мы еще не раз вспомним добрым словом, потому что по утрам уже начались заморозки, а в лесах Башкирии мы встретили первый снег! А вот в наших кроссоверах сложился настолько теплый и уютный микроклимат, что из-за руля выходить совсем не хотелось.
День пятый. Магнитогорск-Верхнеуральск-Курган.
В небольшом городке Верхнеуральск, в который мы заехали по пути к городу Курган, тоже проходит граница Европы и Азии. Город, построенный в начале XVIII века, долгое время был городом купечества, в наши дни здесь насчитывается порядка 50 объектов культурного наследия – памятники, архитектура... Известен Верхнеуральск и своей тюрьмой, построенной чуть меньше века назад, в которой побывали в разные годы Зиновьев, Каменев и Радек, первый редактор «Комсомольской правды» Слепков, двоюродная сестра Гитлера М. Коппенштайнер. Кроме того, поговаривают, что именно здесь содержалась Фанни Каплан, стрелявшая в Ленина – впрочем, официальные документы не сохранились.
На наших Renault Koleos / Рено Колеос мы объездили холмистую местность вокруг города в поисках хорошего вида на знаменитую надпись «Ленин» из елей сразу при выезде из города. Говорят, будто эта надпись видна из космоса!
Дальше дорога ничем не удивляла - обычная трасса. В Кургане были уже поздно и снова попали в прошлое, благодаря гостинице под названием «Москва».
День шестой. Курган-Омск.
Путь предстоял длинный, а по ландшафту довольно однообразный – поля, поля и еще раз поля. А дорога, в свою очередь поддерживала это однообразие пейзажа и увлекала нас вперед по прямой, практически без изгибов и поворотов. На асфальте - сплошные выбоины, колеи и ямы – полный набор, в общем! Вот тут-то мы и попрыгали на наших автомобилях вдоволь. Местами асфальт становился совсем плохого качества, но кроссоверы безропотно терпели эти неудобства. Через какое-то время это бездорожье даже стало в радость – как-никак, а хоть какое-то разнообразие. В Омск прибыли совсем рано, устроились в прекрасной гостинице и немного покатались по вечернему городу после ужина.
В конце XIX века в Омске провел 4 года каторги Достоевский, работая на кирпичном заводе – именно этот его жизненный опыт и лег в основу знаменитых “Записок из мертвого дома”. В городе полно архитектурных и исторических памятников, но один из самых безумных – это памятник отдыхающему сантехнику, или “Степанычу”, как его ласково кличут горожане. Говорят даже, будто если обнять его покрепче, то проблем с сантехникой в доме не будет.
Впереди еще один долгий, и по мнению карты, скучный перегон. Но кто знает, что поджидает нас завтра, в этой экспедиции -скорее всего это и есть то самое затишье "перед бурей". Кстати, уже в пути нас застали новости про детишек, к которым мы едем. Оказалось ,что приюта, в который мы держим путь, больше нет и детишки расформированы в двух городках - Турочак и Улган.
День седьмой. В Новосибирск
Летим по трассе М51 из Омска в Новосибирск. Из интересного разве чтоВасюганские болота - одни из самых больших болот в мире, расположены в междуречье Оби и Иртыша, на территории Васюганской равнины.
А еще дня три назад нам в голову пришла идея о проведении боксерского мастер-класса для ребят, к которым мы торопимся.
Боксер для мастер-класса уже с нами, а необходимый для импровизированного турнира инвентарь решили закупить в большом спортивном магазине Омска. На удивление, вся эта куча подарков теперь уже для двух сиротских домов влезла в казалось бы, под завязку загруженные автомобили без труда , что очень обрадовало! До первой нашей точки осталось уже совсем чуть-чуть..
День восьмой. Новосибирск - Барнаул.
Сегодня нас ждал очередной большой отрезок пути с довольно однообразным пейзажем за окном. Правда, иногда по ходу дня нам немного “везло” на бездорожье, впочем, Renault Koleos / Рено Колеос без раздумий съезжали с асфальта в объезды, не заставляя экипажи лишний раз переживать насчет сложности выбранного маршрута. В Барнаул мы приехали рано, и у нас было достаточно времени для того, что бы выбрать здесь хорошие подарки для ребят. В оба Renault уже загружены новые ноутбуки и принтеры – свободное место буквально тает на глазах...
День девятый. Барнаул- Горноалтайск
Конечно, Алтайский край для нас начинается с родины советского кинорежиссёра, актёра и сценариста, Василия Макаровича Шукшина - с деревни Сростки. Заехали туда, и нас мгновенно окутал колорит и быт здешних мест. Старинный автобус, женщина с бидонами крутит педали свой Камы, запах дыма из печей… небольшой мемориал В.М. Шукшину напротив места, где стоял его дом – к сожалению, сам дом до наших дней не сохранился. Осталась библиотека его имени, которая работает до сих пор. Туман, закат, дорога виляет по красотам волшебного Алтая- вот оно! Началось! Мы в самой настоящей сказке.
Въезжаем в небольшой городок -Горноалтайск, здесь нас ждет ночлег и ужин. Завтра напраимся в Турочак - это первый «пункт» с детишками!
День десятый. Горноалстайск - Турочак- Артыбаш
Общая протяженность Чуйского тракта, по которому мы движемся, около 600 км - от Бийска до Кош-Агача.
Красота - не самое точное слово, чтобы описать всё, что творится за окном! Здесь спокойствием наполнено всё. Туристов сейчас нет, горные дороги пустые. Загляденье… Вот и указатель – Турочак, расписанный художниками в “местном” стиле.
Вот это приём: «стелы» нас встретили с подносом, в национальном костюме , а «хлеб да соль» заменили блинами с икрой! Была еще и водка, но её мы отдали духам Алтая, задобрив их на предстоящий путь. Не затягиваем с приветствием и мчим к ребятам , которые нас уже ждали в муниципальном центре. И мы, и они очень рады встрече. Дети читают стихи и поют песни и с интересом ждут от нас волшебства.
Участница экспедиции, Нина Абросова провела небольшой мастер-класс по боксу - забавно, но девчонок это увлекло намного больше, чем мальчишек! Позже работники центра устроили для нас теплое чаепитие с местным травяным чаем с молоком. Как же здесь все вкусно!
Солнце садилось, а это означало одно - нам снова пора в путь! Мы едем, конечно, на Телецкое озеро, по-алтайски - Алтын-Коль. Это самое большое озеро Алтая и одно из крупнейших озер России. Максимальная его глубина составляет около 330 метров. Это позволило озеру занять почетное 25 место среди самых глубочайших озер мира!
Название озера, которое нередко называют младшим братом Байкала, происходит от алтайского племени телеутов. Также как и Байкал, озеро очень глубокое, вытянуто между гор и имеет гораздо большую длину, чем ширину. В него впадает порядка 80 рек и ручьев, а вытекает только 1 река - Бия.
Это озеро хранит сотни легенд и до сих пор кажется волшебным. Пожалуй, самое знаменитое озеро республики Алтай, которое во всей красе и в свете солнца мы увидим уже с утра, когда начнем наш путь в удаленный Улаган. А участники экспедиции Саша и оператор Андрей утра не дождались, температуры в 6 градусов не испугались и искупались в «волшебном» озере!
День одиннадцатый. Артыбаш-Манжерок.
День выдался коротким - мы много снимали у Телецкого озера и ехали неторопясь, преодолевая повороты горных дорог, любуясь пейзажами. Многие тур-базы пустуют, закрыты придорожные лавочки с сувенирами и кафе, поэтому нам ничего не остается, как наслаждаться красотами здешних мест без людей. Так даже лучше!
Ночь мы провели на берегу основной водной артерии Горного Алтая- реке Катунь на «лучшей базе города Манжерок»! Катунь в переводе с древнетюркского означает «женщина». Река берет начало на южном склоне Катунского хребта и сливается с рекой Бией.
День двенадцатый. Окрестности р. Катуни
С каждым днём, что мы здесь находимся, уверенность в том, что некий «Алтайский дух» всё таки существует, растет. Вот, например , река Катунь нашего оператора сегодня не приняла: не смотря на то, что она по-осеннему обмелела и течение бурным в том месте не назовёшь, перейти на отмель в поисках удачного ракурса у Андрея со штативом и камерой не получилось. Оказалось, что температура уже совсем недружелюбная, а камни очень скользкие. Забавный случай произошел недалеко от родника Аржан-Суу: камера вдруг перестала фокусироваться на деревянных «оберегах» местного производства, а стоило отойти и снимать что-то другое - всё было ок!
Сделали короткую остановку у памятника писателю-сказочнику Вячеславу Шишкову. Этот человек объявил, что жениться не собирается, а поедет в Сибирь. И в возрасте 21 года поступил на службу в Томский округ путей сообщения. Так началась экзотическая и суровая жизнь с экспедициями по Нижней Тунгуске, Чуйскому тракту, Катуни, Иртышу, Енисею, Бии, Лене...
Через реку Катунь перезжали по двум мостам: старому - подвесному деревянному, и новому – железо-бетонному. Первый во всех отношениях «круче»- ощущения во время перехода по мосту захватывающие: толи из-за сумасшедшего вида на Катунь и её берега, толи из-за предательского покачивания всей это конструкции. Вдоль всего Чуйского тракта, раньше были расположены 7 “зон” в подчинении Сиблага. Заключенных подряжали в помощь на строительство Чуйского тракта, а один из этих лагерей, находившийся на р. Маюте был женским.
Уже не за горами родина Кремлевских ёлок - Семинский перевал, самая высокая точка Чуйского тракта. Высота перевала, указанная в официальных источниках (1984 метра), отличается от той, что выдают наши навигаторы - 1715 м над уровнем моря.
Практически сразу за перевалом некогда находился самый маленький населенный пункт Алтая - Зайсанская Елань . Но два года назад деревушку, в которой было всего 3 дома , упразднили, дорожный указатель сняли и теперь это стало «фазендой» для нескольких жителей близлежащих деревень.
День тринадцатый. Акташ- Улаган- Кош-Агач
На утро оказалось, что Акташ - живописнейшее место среди заснеженных гор. Из Акташа мы уходим на Улаган – к нашей финальной точке.
Акташ был большим поселком, где кипела жизнь, в XIX веке здесь находилось месторождение ртути, но в итоге добыча ртути не сложилась. Сейчас месторождение закрыто, все шахты затоплены.
Практически сразу, проехав село Акташ , выходим на грунтовую дорогу, уводящую в горы. А вот и первая примечательность здешних гор- «Красные ворота». Это скалы красного цвета, между которых проходит дорога. А легенда гласит о том, что в этих местах проживал некий богатырь по имени Калюк , у которого украл невесту великан! Великан с лёгкостью перепрыгивал через горы с невестой на руках, а Калюк был не так велик, и ему приходилось раздвигать горы плечами, чтобы догнать злодея и вот в тех местах, где камень красный, он проливал свою кровь. Конечно же, на самом деле, «кровь» -это прозаичная киноварь, то есть ртуть. В горах, в 1800 метрах над уровнем моря, есть настоящее «мертвое» озеро – Чибикель, как называют его местные. В озере нет ничего живого – а виной всему, как нетрудно догадаться, все та же ртуть.
От улаганских озер рукой подать до Улаганского перевала, который находится на высоте около 2100 м и тут уже лежит снег. А дорога местами покрыта льдом- привет ребятам из Good Year, машины чувствуют себя на дороге уверенно!
С подъезда к Улагану открывается великолепнейший вид на город - яркое голубое небо и выжженные осенним солнцем холмы, приютившие на себе дома и дворы .
Ну вот мы и на месте. В Улагане нас встретили озорные и полные интереса взгляды детишек, радушные улыбки воспитателей муниципального центра, хорошее настроение и… телята, прямо на дорогах! Местные жители провели для нас экскурсию на курганы недалеко от Улагана.
Побыть с ребятами из муниципального центра удалось совсем недолго, однако встреча была очень трогательной и теплой. Уезжать от гостеприимных ребятишек совсем не хотелось, такчто мы условились, что обязательно приедем в гости еще раз, а дети проведут для нас еще пару интересных экскурсий по родным местам.
И снова садится солнце, а значит, нас ждёт дорога дальше. На самом деле, фактический финиш экспедиции запланирован немного дальше - решено доехать до Кош-Агача, крайней точки Чуйского тракта, пограничной зоны Монголии.
Чуйский тракт на юг от Акташа к монгольской границе преподносит любителям красивых видов новый пейзаж – Чуйскую степь. От окна невозможно оторвать взгляд, настолько красиво здесь.
Тут ничего не растет, сюда привозят все - даже картошку. Здесь всего 11 поселков и сёл, а это примерно 18 тысяч человек на 20 тысяч километров. То есть меньше одного человека на один квадратный километр.
Спустя пол часа после заката солнца достигнута крайняя точка маршрута - Кош-Агач. Мы проехали весь Чуйский тракт - цель достигнута и мы можем ехать обратно, домой, в Москву.
Внутри каждого из нас обязательно останется частичка Алтая, как горного, так и степного- эта гармония пейзажей и самый вкусный воздух- все останется в наших сердцах, а главное глаза детей, в жизни которых, надеемся, мы что-то изменили к лучшему.
Марка / модель | Год | Двигатель / КПП | Кузов | Пробег | Оценка | Дата |
Renault Koleos (2008) | 2009 | Бензиновый 2.5 / CVT | Внедорожник | 110000 | 4 | 18.12.2013 |
Достоинства:
Удобный, комфортный, хорошая шумоизоляция, мгновенно набирает скорость (хорошо при обгоне), передние и задние парктроники
Что ломалось:
ничего
Опыт обслуживания:
у официального диллера
Предыдущий автомобиль:
RENAULT MEGANE
Стоит ли этот автомобиль своих денег? —
да
|