Билибино – Певек
Билибино – как опорная точка для заключительного рывка. Кажется, что дорога уже почти пройдена и впереди остается чуть меньше 400 км до финиша. В головах начинает искриться предательское ощущение того, что «уже почти». А пока не уехали – выясняется, что город является рекордсменом по ценнику в магазине. Местные жители покупают яблоки по цене в 320 рублей за килограмм, колбасу за 1000 с лишним рублей за килограмм и бутылку газировки по 150 рублей, попутно гордясь званием «самого дорогого города России». В то же время говорят, что тут однокомнатную квартиру можно поменять на билет до Москвы. Грустно? На самом деле все не так мрачно: те люди, что здесь живут, неплохо одеты, ездят часто на хороших автомобилях, а отпуск проводят в столице, удивляясь приветливым ценам «Азбуки Вкуса». Да и улицы не выглядят уныло – ночью изобилие иллюминации (сказывается наличие собственной АЭС, работающей нынче в треть мощности), а днем раскрашенные в яркие жизнерадостные цвета здания, в которых живут люди. Для пущего веселья неподалеку есть даже горнолыжный склон. Но, как бы там ни было, затарившись дорогостоящим сухпайком и попрощавшись с нашими билибинскими друзьями, выдвигаемся прочь от яркого и неоднозначного городка. Сперва - на съемки к перевалу «Крутой», а потом и в путь, на зимник в сторону Певека. На выезде (как и накануне вечером) нас останавливает ДПС и подробно интересуется вопросами «Что? Кто? Куда».
Отличная солнечная погода – к ней уже привыкли. Как по заказу – ни метели, ни снегопада на нашем пути. Единственное – это постоянное снижение температуры и бдительности, потому как к хорошему, как известно, быстро привыкаешь. Мы вот даже уже и под капот не смотрим, чтобы проверить уровень тосола в системе охлаждения поврежденного автомобиля – наша машина работает как часы. Предстоящий путь – 380 км, из которых 220 по зимнику а потом по некой «канадской дороге», которая по легенде имеет круглогодичный характер, а зимой специально заливается водой, для того, чтобы держалась крепче. Там и поток транспорта уже присутствует какой-никакой (там должна кипеть работа на месторождении, разрабатываемом канадской компанией, отсюда и дорога и название), так что доберемся до нее – считай приехали. Так что перед нами – самая ответственная за прошедшие 16500 км (по одометру) часть пути.
Зимник «Билибино – Певек» начинается прямо в городе, чуть ли не с центрального перекрестка, где нас допрашивали представители власти, дорожка кокетливо извивается и спускается к руслу небольшой речки. Ровная, чистая и извилистая. Местами снег с зимника и вовсе сдут: под колесами чистый и прозрачный лед. Такую дорогу водители-дальнобойщики называют «рельсами», потому что его не расчищают грейдером, а укатывают специальными волокушами. Потом тропинка уплотняется машинами и становится весьма крепкой. Видимо, так дешевле и удобнее, но есть и минус. Там, где зимник идет не по льду, а по снежной целине, даже шагнув в сторону с накатанной тропы, можно глубоко провалиться в хрустящий как пенопласт сугроб. При этом сама дорога совсем не очевидна. Да, сейчас светло и отчетливо видно, где ехали автомобили, но понятно, что стоит начаться пурге и дорога просто исчезнет. Придется ориентироваться только по вешкам, сделанным из бочек и палок. Да и сейчас ехать надо очень осторожно – то и дело по пути попадаются глубокие борозды от грузовиков, скатившихся с этих «рельс».
Вскоре пейзаж сменился окончательно: мы въехали на территорию Арктики и попали на другую планету. Полное ощущение того, что ты покинул Землю и преодолел несколько световых лет одним мигом, попав на бескрайние прерии какой-то далекой планеты. Снежная, сверкающая миллиардом разбросанных алмазов равнина уходит в горизонт с причудливыми искажениями пространства, а где-то там свет близкой звезды отражают плавные линии небольших холмов и сопок.
Чем красивее, тем опаснее. Магия арктического пейзажа и общая расслабленность сыграли свою роль, ослабив бдительность. Север не прощает пренебрежительного к себе отношения. Очередной пригорок - и одна из машин сходит с «рельс». Небольшого сноса задней оси по хрупкому пенопласту обочины зимника оказалось достаточно для того, чтобы колеса провалились в снег и пикап по инерции аккуратно улегся на бок. Минус форточка кунга, зеркало заднего вида и треснутое лобовое стекло. Потери минимальны, но для надежности решили облегчить груз автомобиля: разлили солярку из почти полной запасной бочки, лежащей именно в этом кузове и по возможности разобрали вещички по другим кунгам. Продолжаем движение: надо во что бы то ни стало доехать. Правда, теперь уже с несколько охлажденным незапланированной остановкой рассудком.
Через три километра «удачливый» автомобиль сообщает о перебоях в работе двигателя, а уже через 5 минут глохнет окончательно. Без долгих раздумий о причинах достали трос и продолжили движение в режиме буксировки. Еще через 5 км замирает и буксирующий автомобиль...
Солнце подогревало оставшиеся угольки оптимизма в сердцах, но постепенно становилось понятно, что сегодня Арктика не особенно ждет нас в гости. Сняли топливный фильтр из обоих машин: похоже, что проблема с подачей топлива. Первая версия - замерзшая солярка. Или грязная. В любом случае, проблема в температуре и топливе. Хорошо еще, что третья машина работает без перебоев, оставляя нам шанс не замерзнуть, если наши приключения посреди снежной пустыни затянутся.
Поменять фильтры в поле - невозможно. Отсутствуют необходимые инструменты. Поэтому греем фильтры на открытом огне (смочили полотенце соляркой и подожгли). На том же костре, разведенном на лопате, отогреваем и солярку, разлитую по канистрам.
Вдруг то-то замечает грузовик, следующий навстречу, то есть в Билибино. МАЗ останавливается и вышедший водитель Женя интересуется, чем может помочь. Предлагает дотащить обратно в Билибино или до подстанции, в которой живет какой-то мужичок. Ее мы проехали совсем недавно. В смысле - лишь несколько километров назад. Предлагает даже поделиться топливом из МАЗа, горячим и гарантированно качественным. Мы от мороза долго не можем принять верное решение. Тем временем подъезжает еще один автомобиль, на этот раз не грузовой: на платформу УАЗа установлены колеса с шинами низкого давления и кузов от Нивы. Отличное транспортное средство для этих мест, не поспоришь. Люди, выбравшиеся из этого транспортного средства, предлагают другую помощь, духовную. Они - сектанты и считают, что чтение «правильной» литературы нас непременно спасет в том или ином виде. Будь я в другой ситуации - без раздумий слал бы эту братию огородами, но сейчас не тот момент и поэтому мы лишь по возможности вежливо отказываемся. Вообще, конечно, ситуация больше подходящая для ремейка советского киношедевра «Кин-Дза-Дза»: ледяная пустыня другой планеты, потерянные земляне и помешанные на собственной религии инопланетяне с гравицапой.
Богословы уезжают, а мы остаемся с нашими «баранами» и водителем МАЗа Женей. Встреча с сектантами, определенно пошла на пользу: мысли выстроились в ряд и мы приняли решение отступить. Едем назад, в Билибино. Но только для того, чтобы собравшись силами и мыслями предпринять новую попытку.
Обратно на «галстуке», двум машинами за МАЗом. 100 км - как вечность, тяжелый грузовик идет не быстрее 30км/ч, моторы впавших в анабиоз Mazda BT-50 / Мазда BT-50 не работают и на холостом ходу, оттого в машинах примерно та же температура, что и на улице. По внутренним ощущениям приближается к -40. Меняемся каждые 20-30 минут, чтобы не озябнуть совсем.
Звонок друзьям в Билибино (еще раз нижайший поклон Андрею и Жене) дает надежды на то, что справимся: ребята уже ждут и готовят теплые боксы для машин. Измотанные, добрались до города, где нас уже действительно ждали теплый гараж и горячий чай...
Билибино - Певек (попытка номер 2)
Работа в гараже кипела всю ночь. Необходимо было подготовить машины к штурму заключительных четырех сотен километров как можно быстрее: прогноз погоды обещал надвигающуюся пургу. Наши билибинске друзья остались помогать до конца, а мы выделили трех человек, которые отправились отсыпаться. Должен же утром кто-то вести автомобиль!
За ночь были заменены топливные фильтры, продута система, слито содержимое баков и залито топливо, качество которого гарантируют поставщики военных баз во всех трех машинах. В наших баках действительно оказалась некая субстанция, даже цветом не напоминающая дизельное топливо. Но понять, где именно мы «цепанули» грязи, оказалось почти невозможно. Да к тому же, одна машина продолжала двигаться без проблем... Пришли к выводу, что виновником «подставы» может быть и содержимое резервных бочек, которое там было до того, как мы залили в них топливо на заправке в Усть-Нера. Так или иначе, но в 7 утра три машины были готовы к второму вторжению в Арктику. Старт наметили на 9 часов утра.
На этот раз быстро и по-деловому попрощались с нашими спасителями и друзьями, молча и без лишних разговоров отправившись в путь. Сосредоточенно и напряженно. Обещанная пурга пока что не началась и редкие грузовики на въезде на зимник сообщали о том, что «пока все нормально». Съемки тоже свели на ноль, по крайней мере до того места, где встали вчера.
Уже через 40 км в рации прозвучало сообщение о том, что «мотор работает с перебоями». Мгновенное решение: если заглохнет, то на трос и обратно, пока далеко уехать не успели. Заглох через 5 минут. Посмотрели, прицепились и поехали. Беглый осмотр обнаружил наличие пузырьков воздуха в системе подачи топлива для подогревателя Webasto, поставленного на машины перед выездом. Опять «косяк» установщиков в Москве? Пока только разогнались в обратную сторону, светлые головы посетила мысль - Common Rail наших дизелей сосет воздух из Webasto, значит надо отключить систему. Короткая остановка и вот уже запасная свеча накаливания для дизельного двигателя Mazda BT-50 / Мазда BT-50 выполняет роль заглушки в системе подачи топлива. Мотор заводится и работает стабильно. Тестируем еще пять минут в сторону Билибино и разворачиваемся на Певек: машина готова к самостоятельному движению к главной цели. Причина поломки - случайно отломанная накануне трубка «обратки» Webasto, на этот раз установщики, похоже, не при чем, сами виноваты.
Дальше мы ехали достаточно долго, все так же сконцентрировавшись и не позволяя себе лишних фраз в радиоэфире. Главное - доехать. Обогнали грузовик с прицепом: он едет в Певек, а значит - у нас есть надежный тыл «если что». По пути - все та же пустыня и природное величие Севера. Он постепенно пускал нас к себе в самое сердце. Лишь однажды встретили следы былой цивилизации - зимник прошел через почти брошенную деревню Бараниха. Когда-то здесь кипела жизнь и даже был свой аэропорт. Не аэродром для сельских нужд, самый настоящий аэропорт, от которого сейчас осталось лишь заброшенное здание с кучей тематического хлама внутри.
Когда счетчик дневного пробега показал нам, что до «канадской» дороги осталось каких-то 80 км, а на экране навигатора появилось синее пятно Северного Ледовитого Океана, о проблемах сообщил автомобиль номер один. Те же симптомы с перебоями в работе мотора, только вот заглох окончательно он не совсем сразу. Оперативное отключение Webasto не помогло. Проблема в другом. Замена воздушного фильтра, который успел набрать снега и льда, помогла ненадолго. Вскоре машина начала глохнуть и заводиться лишь после минуты покоя. Так, с паузами мы проехали еще порядка 20-30 км, после чего вновь уснувший пикап был взят на буксир. Схема уже отработана - по 30 минут за рулем заглохшего автомобиля, чтобы не замерзнуть. Попытки оживить мотор лишь дали на понимание того, что затруднена подача топлива из бака в топливный фильтр. Похоже, что на входе в бензонасос замерзла та самая грязь, которую мы подцепили из бочек. Но точка невозврата пройдена давно, поэтому следующий пункт назначения - Певек. И никак иначе.
В таком вот подраненном виде экспедиция «Брест – Певек» выбралась к побережью залива Северно-Восточного моря, скованного льдами. Добрались и до «канадской», действительно залитой дороги, по которой то и дело мимо нас, не особенно быстрых, пролетали грузовики с цистернами на скорости 100 км/ч...
Даже понимая то, что мы теперь уже никуда не денемся и приедем к финишу, выдохнули только у дорожного знака «Певек». Кто-то даже позволил себе скупую слезу, но все без исключения вышли, пожали друг другу руки и обнялись. Цель достигнута. И теперь уже плевать, какими методами и какой ценой. Все живы, все здоровы и все в Певеке.
Продолжение следует...
Черский – Билибино
Чем дальше от «цивилизации», тем интереснее оказывался и наш быт, особенно та его часть, которая относится к ночевке. Более-менее приемлемые и местами даже по-европейски удобные гостиницы остались далеко позади, а к советской обстановке в гостиницах небольших городов и поселков мы уже давно привыкли. Даже к ночевке в автомобиле (на самом деле нам еще повезло, что такая ночевка выдалась только единожды за перегон от Усть-Нера до Зырянки) мы были морально и физически готовы, но вот чтобы в актовом зале или в Колледже Народов Севера… Очень забавно на утро выходить из совсем уж спартанской комнаты и видеть удивленные лица северных студентов, полные любопытства. Впрочем, утро в Черском началось не с выхода в свет, а наоборот: у нас в «номере» появились гости.
Дело в том, что поселок городского типа Черский является частью приграничной зоны РФ, в которой действуют свои правила и законы. И гражданин страны, оказывается, не может беспрепятственно оказаться в такой вот зоне, несмотря на прописанное в Конституции «право на свободу передвижения». Да и узнать об этом можно лишь очень подробно изучая особенности военного устоя этого населенного пункта или приехав сюда и остановившись на ночевку. Организаторы экспедиции «Брест – Певек» примерно догадывались о том, что мы будем находиться в не самых обычных районах нашей страны и, например, для города Певек, конечной точки маршрута, у всех участников экспедиции еще месяц назад были заказаны спецпропуска. Процедура это несложная, надо лишь выслать местным пограничникам по факсу определенный пакет документов и ходатайство. В случае с Черским – пограничники Певека сказали, что никаких проблем возникнуть не должно. К тому же, по пути нам не попалось ни таблички, обозначающей приграничную зону, ни, тем более, КПП и шлагбаума на въезде в столь секретный и стратегически важный государственный объект. Зато с утра погранцы оказались как штык у наших коек, требуя документы. Потом началась какая-то нелепая волокита с попыткой выписать штраф в размере 500 рублей с человека за «нарушение пограничного режима». Потом, правда, по «звонку сверху», штраф был изменен на предупреждение, однако все равно вся эта никчемная волокита затянулась почти на полдня. Так что огромное «спасибо»
Черским пограничникам за проявленную доблесть при несении службы и за то, что они не считают обязательным информировать население о том, что «просто так тут нельзя». Граница на замке!
Получив по предупреждению в письменном виде и массу приятных воспоминаний, выдвинулись в сторону заправки. Официальная цена солярки в этих местах – 43 рубля за литр. Если поспрашивать и поискать – то местные жители найдут способ заправить ваш автомобиль по 25 рублей. Экономия на лицо. Наши Mazda BT-50 / Мазда BT-50 вроде как и не против того, что дизельное топливо, которое мы предложили им, получено не из официальных источников. На выезде – дружественное рукопожатие и наилучшие пожелания от обозревателя местной газеты и главного ГАИшника, приехавшего на новеньком, еще без номеров УАЗике с надписью «Милиция» (по его словам, автомобиль еще не «переаттестован»).
Дорога по зимнику в сторону Билибино очень скоро вышла в русло небольшой извилистой речки Лесоковка. Снега оказалось тут не очень много и расчищенная поверхность достаточно ровная для того, чтобы «прохватить» с огоньком. В какой-то момент я даже умудрился прокатиться на сноуборде, прицепившись за фал к автомобилю. Дорожка действительно зажигательная – на 70 км можно насчитать больше 100 поворотов, большинство из которых закрытые. Но, несмотря на общую пустынность зимника, приходится быть осторожным – встречные машины все же попадаются. Приезжает дорога в село Анюйск, незадолго до которого мы, собственно, пересекли границу Чукотского автономного округа. Мы – на Чукотке!
Почти сразу зимник закончился, и началась свежая насыпная дорога отменного качества. Нет, конечно, не асфальт и не автобан, но ровная, укатанная и прямая. Последнее, наверное, к достоинствам не причислить, как и ее ширину в полторы полосы, но ехать можно быстро. Встречных и попутных – нет совсем. Зато пейзаж постепенно вновь раскрашивается холмами и сопками, а местные ели, покрытые реликтовым мхом, – словно растения с другой планеты. Проскочив и этот отрезок, подобрались к не очень высоким, но жутко красивым горам. У подножья, уже в сумерках нас встретил поселок Встречный. Брошенная техника, скрученные временем стальные конструкции, развалившиеся пустые дома. В каких-то окошках вдалеке еще теплится свет, но видно, что из последних сил. Апокалиптическая картина на фоне завораживающего перевала «Крутой», даже в темноте двигаясь по которому понимаешь, что он прекрасен. Решение вернуться сюда на утро для съемок принято практически единогласно.
На подъездах к Билибино выясняется, что нас с распростертыми объятиями ждут наши новые друзья, с которыми мы вместе переправлялись через речку Мома. Тогда они поехали дальше, а мы остались чинить радиатор. Выяснилось, что по пути ребята тоже сломались и добрались до дома лишь полтора часа назад. Но уже готовы встретить и поселить. Они умудрились предоставить нам квартиру, чтобы не заморачиваться с гостиницами и устроили наши Mazda BT-50 / Мазда BT-50 на охраняемый ночлег. Вот и думай, откуда у людей здесь такое нереальное по московским меркам чувство взаимовыручки. Все просто – по-другому просто нельзя в этих широтах.
Среднеколымск – Черский
Как обычно, на утро собирались выехать «пораньше». Путь до Черского - более 600 км по зимникам - не шутка, даже если прогноз погоды и информация от встречных дальнобойщиков не дает поводов для беспокойства. Поэтому съемки, завтраки и сборы в актовом зале администрации Среднеколымска сократили до минимума.
Чем более безлюдные места, тем больше интереса со стороны местных жителей. Кто-то следит за нашими передвижениями по сообщениям в интернете, а кто-то не стесняется подойти к обклеенным машинам, внимательно рассмотреть надписи и задать несколько вопросов. При этом - никакого негатива или иронии, скорее наоборот: каждый старается предложить какую-то помощь или дать совет. Здесь, например, нас уже на самом выезде поймал местный мэр и вручил сувенир от себя, сопроводив эту церемонию словами поддержки.
Зимник, по которому мы выдвинулись в сторону Черского, оказался достаточно забавным: проходя по многочисленным озерам, ручьям и островкам, он смог доставить немало «драйвового» удовольствия тем членам экспедиции, которые находились за рулем. Вещи в багажнике, впрочем, совсем не разделяли этой радости, то и дело открывая боковые «форточки» кунга и напоминая о том, что они тоже «не дрова». Вообще, еще с самого начала мы успели сказать много ласковых в адрес кунгов производства Autoform за постоянно открывающиеся на ходу форточки и мгновенно загрязняющиеся и закисающие замки. Не лучший вариант, если Вы желаете хранить содержимое багажника вашей Mazda BT-50 / Мазда BT-50 под надежным замком. Тем не менее, на этот раз все прошло без потерь (на предыдущих участках мы уже находили на дороге и свои лопаты и мой сноуборд).
Повторный выезд на реку Колыма предваряло посещение поселка Андрюшкино. Там мы планировали остановиться и сообразить хоть какой-нибудь обед. С подобными вопросами здесь оказалось проблематично, зато местный любопытный дедушка, представившийся Петром, любезно пригласил нас к себе домой на чай и перекус. Просто так, то есть совсем просто так. Напоив нас чаем с вареньем из морошки, он лишь попросил по возможности выслать ему фотографию, сделанную мной у машин вместе с ним и членами экспедиции.
За время пути мы, незаметно сами для себя, пересекли линию полярного круга. Это знаменательное событие оказалось не отмеченным знаком на зимнике или особым сигналом навигатора, поэтому свое Заполярье мы принимали уже как свершившийся факт, когда вновь выезжали на расчищенную часть русла реки Колыма. На этот раз зимник «А/Д Арктика», обслуживающаяся ЗАО «Автодороги Колымы», оказался как раз таким, каким мы и ждали: ровным, широким и относительно быстрым, хотя последний факт и не помешал нам доехать до Черского лишь в три часа ночи. Хорошо еще, что заранее договорились о ночлеге: нас почти с распростертыми объятиями ждал гостевой закуток «Колледжа Народов Севера».
На ремонт машины и отдых после ночного марш-броска с попытками оживить автомобиль, в Зырянке у нас ушли почти целые сутки. Взбодрившись теплой ночевкой, душем и исправным автомобилем, дальше выдвинулись мы только после обеда. Предстояло пройти не так много - менее 400 км, плюс ко всему большая часть пути по зимнику, проложенному по реке Колыма, который, как мы ожидали, должен быть весьма неплохого качества.
Действительно, уже вскоре после выезда накатанная в снегу и льду дорожка распрямилась, лишь изредка заставляя громыхать содержимое кунга. Еще немного - и русло небольшой речки, по которой мы двигались, ледяным недвижимым потоком влилось в просторную Колыму. Перед своеобразным перекрестком - деревянный настил и самодельная табличка, призывающая водителей забрать оставленную рыбу. Видимо, такой вот специфический дальнобойный пищевой фонд. Чуть дальше, уже на Колыме, встретили небольшую пустую палатку у самой дороги. В ней - печка, какая-то еда, бумага для розжига, посуда и даже ножик. Почесав репу, решили, что это якутский аналог «караван-сарая» и оставили там немного провианта: сухари и шоколад.
Несмотря на небольшое (по меркам последнего месяца) расстояние, прибыть в Среднеколымск рано ну никак не получалось: съемки, остановки для проверки технического состояния нашей машины, да и дорога оказалась не такой уж и ровной, как ожидали. На круг вышло так, что в Среднеколымск, где планировали заночевать, приехали мы в 12 часу и с удивлением обнаружили, что все места в гостинице заняты. И не то чтобы ночевать в машинах три дня назад было совсем плохо, но тело настойчиво требовало одеяла, подушки и строго горизонтального положения. Потому стали придумывать варианты. Первое, что пришло на ум - милиция. В смысле полиция, конечно же. Заночевать в «обезьяннике» на правах гостей - отличная история для баек за чашкой чая после возвращения домой. Местные служители правопорядка посмеялись, но идею одобрили. Правда, почти тут же в отделение доставили какого-то пьянчужку, который и занял нашу камеру. Другой вариант - администрация города Среднеколымск, которая с радостью и без лишних задержек предоставила в наше распоряжение целый актовый зал в своем здании, снабдила матрасами, подушками и одеялами, а в качестве вечернего досуга разрешила поиграть в настольный теннис, установленный там же.
На утро, когда мы безрезультатно попытались найти в Среднеколымске кафе для того, чтобы позавтракать, и в итоге уселись в тесном холле второго этажа единственной местной гостиницы «на чай», выяснилось, что аншлаг в городе обеспечили какие-то детско-юношеские соревнования районного масштаба. Об этом, кстати, нам рассказал один из начальников (или замначальников) УВД города Черский, куда нам предстояло прибыть уже этим вечером. Попутно он не забыл предложить помощь в решении «любых проблем» и оставил свой мобильный телефон, хотя искать полицейской или какой-то другой помощи в славном городе Черский мы ну никак не рассчитывали.
Сасыр – Зырянка
Первая поломка на 14 с гаком тысяч километров - и то человеческий фактор в чистом виде. К нашим «БэТэшкам» никаких претензий относительно качества. Да и вполне себе «гражданские» покрышки Cordiant Polar 235/75R15 более чем достойно справляются с условиями, подходящими под колеса побольше и позубастее. Техническая сторона вопроса - в полном порядке, хотя нельзя не признать, что до злополучного брода нам сильно везло - даже копать толком не пришлось.
После ремонта медлить было бессмысленно, мы и так упустили массу времени. Так что уехали из гостеприимного Сасыра как только решили, что система охлаждения на подбитой машине справится. Работать как новая - нет, даже не рассчитывали, ибо собранная на коленке из подручных средств, она бесконечно сочилась и просто выплескивалась. Плюс, у нас получилась система без расширительного бачка, так как его просто не к чему было подсоединить. Тем не менее, со старта мотор работал и не перегревался. Более того, печка грела, что по мере приближения к полярном кругу становится весьма принципиальным фактом. Правда, наша радость продолжалась недолго: через 90 км датчик зафиксировал быстрый рост температуры мотора и мы встали. Подождали, долили воды, поехали. Через полтора километра снова: подождали, долили, поехали. И так на протяжении следующих нескольких десятков километров. При этом печка перестала работать, но на холостых оборотах без нагрузки мотор работал без перегрева. Похоже, что жидкость в системе начала замерзать. Больше всего не хотелось окончательно потерять систему охлаждения, что означало бы «минус автомобиль» и его буксировку до финиша на тросу в лучшем случае. Поэтому, не глуша мотор, буксировали подранка, отогревали его и двигались своим ходом только по сложным участкам. Рулить приходилось по очереди и по одному, потому что печка так и не ожила, в то время как температура за бортом с заходом солнца упала заметно ниже 30 градусов.
В общей сложности на перегон от Сасыра до Зырянки мы потратили около 20-ти часов (менее 300 км). Доезд до точки встречали разве что не овациями. Пройдя самый сложный участок «на честном слове и на одном крыле», думать о том, как быть дальше, не хотелось вовсе. Благо, на месте оказался зырянский «кулибин» Дима, который отогрел наш подпорченный бродом автомобиль и к следующему утру окончательно привел его в «чувство», установив на Mazda BT-50 / Мазда BT-50 радиатор от японского автомобиля другой марки с помощью запчастей от самолета Ан-2. На этот раз все заработало просто отлично.
П.С. А радиатор от 412-го Москвича решено оставить в багажнике автомобиля, дабы он к осени таки доехал до Москвы. В конце концов отчасти он выполнил свою роль, пусть и не позволив без дополнительного ремонта добраться до финиша экспедиции. При этом коллектив экспедиции пришел к выводу, что если бы мы сразу располагали запасом тосола и вынужденно не пользовались бы водой для заливки в систему, то у нас были бы все шансы продолжить движение.
Уверен, что уже через неделю ни один из участников экспедиции Брест - Певек не вспомнит ни одного негативного момента. Лично я уже сейчас готов воспринимать поломку и вынужденную остановку в деревне Сасыр как неотъемлемую часть приключения. А то что-то уж очень нам везет с погодой и дорогой - даже и лопатами пока как следует помахать не пришлось - непорядок!
Итак, лишившись радиатора и, как следствие, одного самостоятельно передвигающегося автомобиля, мы впали в состояния легкой растерянности: Сасыр даже названием не дает права надеяться на квалифицированный сервис и тем более на необходимые запчасти. Тем не менее, нужно что-то придумывать и делать. Первый шаг - найти теплый бокс, ведь здесь, на севере Якутии, весна - только по календарю, а на деле температура того и гляди грохнется на отметку -25 или -30 ночью.
Задача начала решаться уже через 200 метров после переправы: на дороге нарисовался трактор с демонтированным колесом и рембригада дорожников, которые дружно отогревались в передвижной бытовке, ожидая пока заклеится гигантская камера. Про человеческие отношения на Севере можно слагать песни и легенды - оно того стоит. Одна минута общения с бригадиром дорожников, и у нас в руках записка - охранная грамота с разрешением занять теплый бокс бригады в деревне. Осталось только найти охранника с ключами. Пока искали нужный дом в деревне, подъехал якутский парень на УАЗе и предложил помощь. Через 40 минут он пришел в бокс, куда мы уж успели заехать и приступить к разборке пикапа, принеся шланг большего диаметра, который мы впоследствии приладили взамен разбитого интеркулера. Тут же нарисовался и полупьяный мужичок, который очень хотел помочь и в итоге через администрацию поселка организовал нам ночлег в стенах детской школы-интерната (гостиницы, естественно, в деревне нет). Самое интересное, что никто из этих людей, как и дальнобойщики, перетаскивавшие нас через переправу, даже и не задумываются о каком-то материальном вознаграждении за свою помощь. Просто так надо. Надо помочь - и все тут!
Изначально надеялись, что радиатор системы охлаждения поврежден несильно: запаять или заклеить патрубок, например, возможно и в полевых условиях, а разбитый интеркулер в холодной северной весне - не так принципиален, главное - исключить попадание воды в поток воздуха, идущий на турбину. Кондиционер нас и вовсе не волновал, хотя его радиатор, похоже, также пострадал. После разборки выяснилось, что все совсем плохо - нужный радиатор раскололся и восстановлению не подлежит. Мозговой штурм принес результат: надо искать радиатор от УАЗа (этих машин тут немало, по сравнению с другими «не грузовиками») и пытаться хоть как-то приделать его к Mazda / Мазда. Однако на дворе ночь, и все активные действия можно начинать лишь утром.
С радиаторами и утром оказалось не очень - оленеводы, у которых должно было быть, куда-то их дели. Нашли единственный вариант в деревне - у одного из жителей во дворе на зимней парковке стоит Москвич 412. С целым радиатором, да и вообще - на ходу. Запчасть сняли, потерю хозяину компенсировали. Пока виновник торжества раскручивал прикипевшие советские болтики, у меня появилась возможность воспользоваться предложением местной администрации и посетить специально для нас открытый музей истории и культуры Эвенов, основных жителей Сасыра.
Но все же надо ехать. И для этого - починить Mazda BT-50 / Мазда BT-50. Благо речь идет не о суперсовременном компьютере на колесах, а о вполне кондовой, простой и от этого надежной конструкции. С помощью шлангов, проволоки и «такой-то матери» радиатор от 412-го теперь интегрирован в систему совсем не отечественного автомобиля. Он сильно отличается от того, что должен быть, но в холоде должен выдержать. Мы искренне надеемся на это, по крайней мере. Еще одна проблема - антифриз или тосол. Местные пользуются водой, но хранят машины в теплых гаражах или не глушат их, чтобы не замораживать систему. С трудом нашли единственную на весь Сасыр канистру с охлаждающей жидкостью, но ее все равно мало. Пришлось разбавить водой в надежде на то, что смешается и не замерзнет. Вместо интеркулера теперь просто резиновая трубка - в таком холоде разница почти незаметна. Первые испытания конструкции - успешны. Поэтому, отобедав в школьной столовой и поблагодарив всех тех, кто помог нам в такой трудный момент, выдвигаемся дальше. Опять в сторону Зырянки.
Вообще, еще при подготовке к экспедиции Брест - Певек 2011 предполагалось, что отрезок от поселка Усть-Нера до поселка Зырянка окажется самым трудным и самым интересным. Поэтому и ждали мы его с особым предыханием. Ну что ж - нате получите и распишитесь, как говориться, «Добро пожаловать в северные зимники»!
Подъем в 8-00 утра (а это, тем временем, на 7 часов в плюс от Москвы) и поход в дружественный гараж за необходимым «апгрейдом»: перегон до Зырянки - около 600 км и на этом отрезке нет ни единой заправки. Так что надо запастись горючим, при чем канистрами тут ну никак не обойтись - предполагаемая скорость движения 20-50 км/ч га пониженной передаче. Расход явно превысит ставшие уже привычными «менее десяти литров на сотню», так что монтируем в наши Mazda BT-50 / Мазда BT-50 220-ти литровые бочки и отправляемся заправляться «до полных баков» по цене 40,4 рубля за литр солярки. Говорят, было еще больше, когда начальнику единственной местной бензоколонки подожгли автомобиль. А сейчас - цена вот такая и ничего супротив не попишешь: монополия и дороговизна доставки топлива на столь отдаленные территории. Да и вообще, местные обитатели не стесняясь говорят о том, что «здесь не Россия, здесь анархия и свои законы» и жалуются на то, что в сводках погоды по центральным каналам постоянно врут: говорят, что в температура -34* по Цельсию, а на самом деле -50*. Думают, что хотят скостить их «северные», причитающиеся к зарплате, а это как-никак половина оклада в плюс.
Но речь, собственно, совсем о другом. С заправленными под горловину баками и полными бочками выдвигаемся дальше. Еще 80 км укатанной и весьма ровной гравийной трассы «Колыма», а потом... Впрочем и на трассе, которую вроде как сдали и открыли для сквозного проезда круглый год, тоже не все хорошо: дорога действительно ровная, но новых мостов, построенных для переправы через многочисленные ручьи - раз, два и обчелся. Пользуются старыми деревянными, которые построены еще в 40-х годах и теперь сплошь находятся в тотально-аварийном состоянии. Некоторые и вовсе обвалились - в объезд по льду зимой или по бродам летом.
Местные, узнав о том, что мы «вот на этих машинах» идем на зырянку, не сходятся в едином мнении на счет «дойдете - не дойдете», однако почти все стремяться помочь. Кто говорит про «корешей» которые сейчас там едут на грузовиках и смогут взять на буксир, а кто-то, более детально знакомый с сутью вопроса, достает карты и начинает рассказывать где, куда и как нужно ехать.
А вот и долгожданный (на одометре уже 14 000 км!) поворот без указателей и проложенного навигатором трека: ориентируемся на данные советы и отдыхающие после перегона грузовики. Мужики в бензовозах, пришедших «оттуда», утвердительно кивают на вопросы о правильности выбранного направления и говорят, что проехать можно. Только в одном месте, примерно на пол-пути вылезла более-менее серьезная наледь.
Одна колея на всех с частыми «зарубами» в целине для того, что бы разъезжаться встречным автомобилям. Ухабы и укатанное в лед покрытие. Иногда мы едем по суше, иногда по рекам. Метель была, похоже, достаточно давно и основное направление побито очень неплохо. Иногда даже навигатор оживает, внезапно обнаруживая себя на какой-то дороге. По всей видимости, это летний маршрут, который можно пройти только на совсем серьезной технике. Вообще, нанести «зимник» на карту - дело практически невозможное. Каждый год его нитка прокладывается по-разному, в зависимости от погодных условий, да и вообще - маршрут меняется сам по себе постоянно: где-то заметет, где-то выйдет вода на лед и зимник самостоятельно сделает новый изгиб. Поэтому ехать здесь, пока есть возможность ехать - сплошное удовольствие. Пониженный ряд, 3-4-ая передача и средняя скорость не выше 50 км/ч. Сразу понятно, что до Зырянки такими темпами мы одним днем не дойдем, даже если по невероятному стечению обстоятельств не столкнемся с трудностями. Но перспектива ночевать в машинах в тайге ни кого особо не смущает: едем уже долго и успели настолько привыкнуть к Mazda BT-50 / Мазда BT-50, что вообще, непонятно, как мы будем дальше без этих сидений, заднего дивана, забитого нехитрым, но весьма высокотехнологичным скарбом и вечно громыхающего своим содержимым на кочках кузова с кунгом.
Ближе к вечеру стали попадаться полузаметенные участки с глубокой, но мягкой колей, пробитой попутными и встречными грузовиками. Главное - не останавливаться, а так - самый настоящий фрирайд. Движение на зимнике в это время весьма напряженное, едва ли больше машин нам попалось навстречу, когда мы вваливали по ровному матовому полотну шоссе Чита - Хабаровск. Встречные останавливаются и охотно докладывают оперативную обстановку: там вылезла вода, там метет. Ситуация меняется буквально каждый час и похоже, что в не лучшую для нас сторону: на подъезде к Сасыру (точка примерно посреди нашего отрезка) на лед вышла вода и ее уровень растет. Сверху она промерзает и потом, под весом машин, этот свежий лед проваливается. Сильно не утонуть, так как на такой наледи основной, толстый слой льда находится весьма неглубоко, но выбираться в таких условиях не очень. К тому же, если верхний слой льда окажется уже достаточно толстым, то его осколки могут поколоть нам бампера. Ага, мы пока еще очень заботимся о внешнем виде машин Mazda / Мазда, участвующих в экспедиции.
«Бах!», и первая машина внезапно проваливается на пол-колеса в воду во время очередной ледовой переправы. Пар и брызги, выхваченные фарами из темноты ночи кажутся совсем зловещими, однако педаль газа от неожиданности бросить не успели, поэтому из этой наледи выбираемся успешно и без потерь. Дальше - осторожнее. Совсем в ночи нам попалось еще несколько промоин и заносов, в одном из которых даже уселась одна из машин. Трос и бодрость 2,5 литрового дизельного мотора в компании полного привода Mazda BT-50 / Мазда BT-50 сделали свое дело быстро и мы уже через 10 минут продолжали движение. Правда, вопреки желаниям, этой ночью нам не удалось добраться даже до «засадной» наледи: на распутье, которое небольшим указателем разводило направления «на Сысар» и «на Зырянку» в разные стороны, в воздухе повис вопрос «куда?», наилучшим ответом на который была фраза, произнесенная в рацию: «А может, утро вечера мудреннее?»...
Утром выяснилось, что ехать все же надо на Сасыр: направление «на Зырянку» со слов дальнобойщиков сулило большие сложности. Правда, уже через 20 км выяснилось, что и альтернативным путем проехать будет совсем нелегко. Речка Мома в этих местах пошла наледью, глубина которой породила в нас зерно сомнения. Прокрасться на другой берег, не провалившись в наледь, было почти невозможно - в некоторых местах лед проламывался даже под человеком, а перспектива поколотить бампера наших Mazda BT-50 / Мазда BT-50 или, что еще хуже, получить гидроудар в двигателе, нас совсем не прельщала. Поэтому пришлось держать «совет стаи» прямо на месте, у берега. Постановили устроить разведку другого перехода реки одной машиной, которая немедленно и отправилась в путь.
Как-то уже достаточно давно стало понятно, что Север не терпит суеты и пренебрежительного к себе отношения. Чуть зазнался - получи легкий пинок под пятую точку. Не обратил внимания на предупреждение - готовься к проблемам побольше. Первая машина вернулась через два часа с дыркой в бампере и не самыми обнадеживающими новостями: другая переправа совсем короткая, но глубже и выезд круче. Бампер пострадал в борьбе с непробитой после метели колеей, да и вообще ребятам пришлось поработать лопатами в этой разведке. Мы, считавшие самую сложную часть пути от Бреста до Певека уже наполовину пройденной, на это предупреждение должного внимания не обратили и продолжали рассчитывать на то, что ночевать мы будем уже в Зырянке. Кстати, переправа обещала стать более веселой: во время утренних покатушек на местных тропах обнаружилась группа товарищей на внедорожниках, которым тоже надо на другой берег. Четверо свежекупленных во Владивостоке автомобилей уже неделю не без приключений едут домой в Билибино. Впрочем, им по идее, немного легче: машины немного «подготовлены»: завышена подвеска и установлены более «проходимые» колеса.
Решили ползти на короткую переправу, но уже по пути туда умудрились завязнуть: сперва чуть соскочив с накатанной тропинки в болотистую целину, а потом и вовсе во внезапно вскрывшейся наледи посреди леса. Совместными усилиями (теперь народу побольше) выбрались и поехали искать помощников посерьезнее - без грузовиков тут не продраться. Встретили два Урала, которые согласились помочь, но тяжелая техника начала проваливаться в болото еще раньше нас, поэтому водители отказались идти предложенным нами путем и развернулись. Потеряв на все про все большую часть светового дня, мы вновь пришли к утреннему раскладу: длинная переправа в районе села Сасыр, но на этот раз у нас уже был помощник в виде трехосного Урала и приятели на японских внедорожниках. Да и обстановка на переправе немного улучшилась - большие льдины потаяли и покололись на радость нашим уже слегка «покоцанным» бамперам. По большему счету, переправиться на тот берег нам было по силам и без посторонней помощи, но решив перестраховаться, мы таки прицепились «гуськом» за Урал и заглушили моторы.
Большому Уралу эта наледь - что лужа. Нам - главное препятствие по пути. Встречные говорят, что дальше дорога в полном порядке. Поэтому, расслабились еще даже не успев выбраться из воды: специально для видеосъемки отцепились от Урала и самостоятельно выбирались из речки на берег. Спешка и желание выскочить «красиво» привели к тому, что одна из машин на выезде лишается интеркулера турбины и радиатора системы охлаждения. Занавес! Можно пытаться списать происшествие на условный недостаток конструкции автомобиля (интеркулер расположен низко, и в подобных ситуациях он страдает в первую очередь, а если удар сильный - то следом за ним могут выйти из строя радиаторы охлаждения и кондиционера) или на ошибку водителя, который из-за недостатка опыта вскочил на эту «ступеньку» прямо и быстро, но факт остается фактом: Север недвусмысленно дал понять, что относиться к нему нужно предельно уважительно. Только накануне вечером говорили о том, что может произойти что угодно и вот, пожалуйста! Поэтому прощаемся со своими новыми товарищами, которые продолжают путь в Билибино, говорим огромное спасибо водителю Урала, перетащившего нас через речку Мома, достаем трос и начинаем думать о том, где нам взять радиатор для Mazda BT-50 / Мазда BT-50 в заснеженной якутской глубинке под названием Сасыр.
«Будете у нас на Колыме...» - вот уж не думал, что когда-то доберусь до этих мест по собственной воле. Мало того, еще и буду рад, как ребенок. А сейчас - еду по необитаемой, выжженной ветром и морозами местности, и расплываюсь в непроизвольной улыбке: начались настоящие горы. Верхоянский хребет, протянувшийся гигантской запятой на северо-востоке континента, наконец-то открылся нам. Как только покинули прокопченую Хандыгу, белый оскал хребта замаячил на горизонте. Следующая цель - Усть-Нера, где нам помимо ночевки предстоит подготовиться к 600-километровому перегону в наиболее тяжелых условиях без единой заправки. Их и сейчас-то не сказать, что много, примерно одна на 300 км пути, а дальше будет еще хуже. И это сейчас едем по хорошо укатанному гравию со средней скоростью в районе 70-80 км/ч, но дальше знающие люди обещают, что выше третьей передачи на «пониженной» переключаться не придется. Точный расход в этом случае предсказать невозможно, поэтому будем нагружать машины бочками с соляркой.
Но это будет дальше, а пока горы, солнце и отличное настроение, несмотря на то, что в дороге мы уже три недели. Морально-боевой дух поддерживается взаимными подколками и энциклопедическими экскурсами в местные традиции, истории и обычаи от Андрея Леонтьева. Изредка байки по рации прерываются предупреждениями о встречных машинах или ямах на дороге.
Вообще, выходит так: чем красивее и интереснее дорога, тем она опаснее. Трасса «Колыма» хоть и находится в состоянии перманентной реконструкции, все же остается очень красивой. И у подножья гор, в которых выдолблены узкие «прижимы», лежит немало человеческих и автомобильных жизней. Даже вчера, по информации от начальника ГАИ Хандыги, на трассе случилось два серьезных ДТП. Поэтому движемся осторожно и спокойно. Улыбаемся и машем встречным большегрузам, большая часть из которых - с цистернами для топлива.
Что должен испытывать человек, увлекающийся сноубордом при виде огромного количества гор, покрытых снегом? Ага. И еще у меня в кузове лежит доска с прикрученными еще утром креплениями, ботинки, шлем и снегоступы. Так что во время очередной остановки я попросил сделать более длительный тайм-аут, нацепил оборудование и прогулялся на ближайший склон. Особого удовольствия от спуска получить не удалось, так как мягкая на вид целина оказалась жестким настом, но зато можно считать, что я оказался одним из немногих, если не первым, кто прокатился по склону Верхоянского хребта на сноуборде. Да и вообще, размяться было очень кстати, не зря же я тащил эту фанерку за 13000 км сюда?!
Кузов | |
---|---|
Тип кузова | Пикап |
Число дверей/мест | 4/5 |
Длина, мм | 5075 |
Ширина, мм | 1805 |
Высота, мм | 1760 |
Дорожный просвет, см | 20.7 |
Объем багажника, л | 1187 |
Двигатель | |
---|---|
Тип двигателя | Дизельный |
Объём двигателя, л | 2.5 |
Мощность двигателя, л.с. | 143 |
Трансмиссия | |
Коробка передач | МКПП 5-ступ. |
Привод | Полный привод (4х4) |
Эксплуатационные характеристики | |
---|---|
Максимальная скорость, км/ч | 158 |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 12.5 |
Расход топлива | |
---|---|
В городском цикле | 10,9 |
В загородном цикле | 7,8 |
В смешанном цикле | 8,9 |
Марка / модель | Год | Двигатель / КПП | Кузов | Пробег | Оценка | Дата |
Mazda BT-50 (2007) | 2013 | Дизельный 2.5 / AT | Пикап | 280 | 5 | 06.07.2015 |
Достоинства:
Класс. 4×4турбо
Недостатки:
Маловато. Места. Задние. Сиденья
Что ломалось:
Подшибник Калеса. Фильтр Каробка Дорогой
Стоит ли этот автомобиль своих денег? —
да
|
||||||
Mazda BT-50 (2007) | 2013 | Дизельный 2.5 / AT | Пикап | 280 | 5 | 06.07.2015 |
Достоинства:
2009. Год. 4×4
Недостатки:
Маловато. Места. Задние. Сиденья
Что ломалось:
Подшибник Калеса. Фильтр Каробка Дорогой
Стоит ли этот автомобиль своих денег? —
да
|