Skoda Octavia не претендует на первые места за сенсационность дизайна или технические инновации. Такие роли остаются на долю более амбициозных конкурентов. А этот автомобиль можно назвать хранителем ценностей класса. В чем-то – даже эталоном. Octavia будет надежным компаньоном в бизнесе и любимым помощником для семьи, почти во всем демонстрируя пресловутое «немецкое качество». Впрочем, с несколькими оговорками
Философия концерна Volkswagen / Фольксваген по большому счету до сих пор содержится в названии – «народный автомобиль». Наверное, отчасти поэтому в модельный ряд марки не вписался дорогостоящий представительский седан Phaeton / Фаэтон. И, вероятно, отчасти поэтому в актив концерна так удачно вошел бренд Skoda / Шкода. Выпускаемые в Чехии модели теперь заполняют как раз ту самую нишу, которая считается коньком Volkswagen / Фольксваген.
Skoda / Шкода – яркий пример того, как много значит роль владельца. В начале 90-х состояние, в котором находилась марка, было не многим лучше, чем у АвтоВАЗа или ГАЗа. Устаревший модельный ряд, исчезающий рынок, отсутствие четких перспектив. Тем не менее к началу нового века линейка чешских автомобилей преобразилась, включив в себя модели новых сегментов и переняв очень многое от «немецкого акционера» в плане качества материалов, сборки и уровня оснащения.
Премьера Skoda Octavia / Шкода Октавия с индексом A5 состоялась в 2004 году. Российский покупатель принял ее прохладно, если не сказать вовсе не принял. Ведь в продаже осталось прежнее поколение под названием Octavia Tour / Октавия Тур. А даже оно не могло похвастать доступной ценой в сравнении с «одноклассниками» – что уж говорить о новинке! В итоге за три года с 2005 по 2007 продано всего чуть более 8 тысяч машин. Ситуацию спасло открытие завода Volkswagen / Фольксваген под Калугой. Именно чешские автомобили первыми получили российскую прописку, и вслед за этим моментально последовало снижение цен. Статистика говорит сама за себя – за один только 2008 год нашлось 10,5 тысяч покупателей, а за 2009 и первую половину 2010 – еще 18 тысяч!
Внутренняя отделка – одна из лучших в гольф-классе. В салоне используются несколько видов пластика: если на дверных панелях или на центральной консоли он жесткий, то торпедо сделано из мягкого материала, приятного и на ощупь, и внешне. Самое главное, что в салоне нет скрипа и «сверчков», которые во многих современных автомобилях неистребимы из-за использования дешевого твердого пластика.
Пожалуй, одна из ключевых характеристик чешской модели – практичность. Складывается стойкое впечатление, что думая именно о практическом удобстве, и разрабатывали внутреннее «убранство» инженеры и дизайнеры. Помимо объемного бардачка с отдельными держателями для ручки и сервисной книжки (или даже пачки денег), в верхней части торпедо сделана удобная ниша, куда можно положить, например, документы на машину или разные мелкие предметы. Еще один отсек можно найти внизу центральной консоли рядом с рычагом КПП. Другое отделение – в подлокотнике (правда, хватит его только для компакт-дисков и, разумеется, в том случае если комплектация включает подлокотник). Кармашки в дверях достаточно широки, чтобы вмещать не только бутылки (причем по несколько в каждую дверь), но и еще множество предметов. Маленькие ниши сделаны даже по бокам передних сидений, куда можно положить тряпочки, салфетки или другую мелочь. Крючки для одежды предусмотрены не только над задними дверьми, но и на средних стойках. Именно такие детали делают автомобиль очень уютным и удобным.
Здесь же стоит напомнить, что Octavia / Октавия не выпускается в кузове седан. Это либо хэтчбек, либо универсал. Хотя, пока не откроешь крышку багажника, не возникает даже и мысли, что перед тобой стоит хэтчбек, а не четырехдверная модель. Однако именно благодаря такой конструкции кузова, значительно выигрывает вместительность автомобиля. Особенно с учетом того, что задние сиденья складываются, образуя ровный пол вместе с багажником. Но даже если и не раскладывать их, объем грузового отсека составляет 560 литров (для сравнения: у Ford Focus / Форд Фокус – 467 литров, у Toyota Corolla / Тойота Королла – 450, у Volkswagen Jetta / Фольксваген Джетта – 527).
Компоновка элементов в салоне Skoda Octavia / Шкода Октавия выглядит геометрически правильной, поэтому эргономика практически идеальна. Управление температурой климат-контроля осуществляется с помощью поворота широких ручек, благодаря чему можно быстро и точно изменить настройки. Сила потока выбирается уже с помощью клавиш, но они расположены по центру блока, поэтому сложно промахнуться, даже не отвлекаясь от дороги. Сама климатическая установка работает эффективно и достаточно тихо. Любопытная приятная мелочь: в автоматическом режиме работы климат-котроля можно делать выбор из двух вариантов – сильный поток или слабый (у большинства конкурентов система будет самостоятельно определять силу обдува).
Одно из главных преимуществ чешской модели перед «одноклассниками» – перемещаемые практически на 90 градусов дефлекторы. Таким образом, поток воздуха можно направить вертикально, чтобы он не дул ни в лицо, ни по рукам водителя, при этом не менее действенно выполняя свою основную задачу и обеспечивая комфорт для всех пассажиров. В то же время возможность изменять силу потока из отдельных дефлекторов не предусмотрена – и это минус. Можно только либо менять направление, либо полностью закрыть дефлектор.
Не слишком удобно в Octavia / Октавия разве что только управление аудиосистемой. Часть функций вынесена на клавиши, расположенные вокруг дисплея, а другая часть выполняется как раз с помощью сенсорного экрана. И если переключиться с компакт-диска на радио можно нажатием одной кнопки, то выбирать любимую станцию придется уже из списка на дисплее. Во время движения этим заниматься, во-первых, непросто, а во-вторых, очень даже опасно. Правда, все это относится к дорогостоящей комплектации Elegance. В базовой Classic и средней Ambiente центральная панель выглядит гораздо проще и понятнее.
На рукоятку, расположенную слева за рулем, вынесены клавиши круиз-контроля. С одной стороны, непривычно (пальцы ищут кнопки на руле), с другой – не менее удобно: одно легкое нажатие на торец рукоятки – и автомобиль запомнил скорость. Управление световыми приборами осуществляется с помощью не подрулевых переключателей, а отдельной ручки на торпедо (по старинке, как и в большинстве моделей концерна Volkswagen / Фольксваген). Все включается интуитивно просто, за исключением противотуманных фар: чтобы они зажглись, ручку нужно потянуть на себя, немного вынув ее из панели. Кроме этого, в чешской модели есть еще несколько непривычных решений. Например, клавиши электропривода стекол: они выполнены горизонтально на водительской двери – как и в большинстве автомобилей, а вот на всех других дверях расположены вертикально. А кнопка блокировки дверей находится рядом с подстаканниками, между рычагом коробки передач и подлокотником.
Самое первое и яркое впечатление Octavia / Октавия производит уровнем шумоизоляции. То ли двигатель не заведен, то ли проезжающие мимо машины не касаются асфальта, то ли вся Москва стала вдруг тихой. На самом деле просто Skoda / Шкода научилась стандартам у Volkswagen / Фольксваген, и теперь по уровню акустического комфорта чешская модель уступает разве что премиальным «немцам». Недостаток проявляется только на большой скорости – выше 120 км/ч: тогда возникает свист ветра в
На достойном уровне выполнены и сиденья: удобную форму с боковой поддержкой имеют не только кресла для водителя и переднего пассажира (кстати, оба – с регулировкой поясничной поддержки), но и задний диван. А расстояние между передним и задним рядом такое, как в автомобилях классом выше: даже рослые люди не будут упираться коленями. Правда, дверные проемы сзади не так широки, как хотелось бы. Стоит добавить, что в дорогих версиях предусмотрены дефлекторы и подогрев сидений для задних пассажиров.
Вообще спектр комплектаций и модификаций чешской модели достаточно широк. Четыре варианта двигателей, три разные коробки передач, три основные схемы оснащения. Благодаря этому Skoda Octavia / Шкода Октавия чрезвычайно многолика – от простейших дешевых вариантов до очень достойных, но, разумеется, дорогих. В базовой комплектации автомобиль будет на стальных дисках, с пластмассовым рулем и рычагом КПП. С усилителем руля и ABS, но без ESP. Вместо магнитолы – пустота и торчащие провода. Уровнем выше уже появятся бортовой компьютер, кондиционер, магнитола, подогрев передних сидений, система стабилизации (только для версий с коробкой DSG). Такие радости жизни, как климат- и круиз-контроль, CD-чейнджер, противотуманки и парктроник, – это прерогатива топовой комплектации Elegance (которая на четверть дороже базовой).
В наиболее доступных вариантах Octavia / Октавия оснащается восьмиклапанными двигателями объемом 1,4 и 1,6 литра (80 и 102 л.с. соответственно). Именно они в паре с механической трансмиссией обеспечивают основную часть продаж в России. Более дорогие варианты могут похвастать турбированными новинками литражом 1,4 и 1,8 (122 и 152 л.с.). У нас на тесте побывал автомобиль с двигателем 1,8 TSI и коробкой DSG с двумя сцеплениями. Это топовая модификация чешской модели, которую выбирают только 15% покупателей хэтчбека (ведь стартовая цена – 789 тысяч рублей).
Имея 152 «лошади» под капотом, скромная Skoda / Шкода превращается практически в драйверский автомобиль. По правде говоря, такая мощность избыточна для семейной комфортабельной модели. Двигатель резво реагирует на нажатие педали, а турбина обеспечивает реактивный разгон на высоких оборотах. Однако главного рассказа заслуживает коробка DSG, ради которой, собственно, и была взята на тест-драйв чешская модель. Набор скорости происходит невероятно плавно. О смене передач можно узнавать, только глядя на соответствующие цифры на бортовом компьютере. Причем от единицы до семерки – один момент. Даже кажется, что излишне быстро коробка добирается до высшей ступени. Быстрый набор скорости во время движения – тоже не проблема. С седьмой – на четвертую, и вот уже турбомотор раскручивается до 4 тысяч оборотов.
Но насколько идеален «двойной автомат» при разгоне, настолько он неудачен для езды по пробкам. Сначала возникает ощущение, что просто-напросто что-то не в порядке с коробкой: отпускаю педаль тормоза, машина начинает движение, слегка нажимаю газ, чтобы набрать скорость, отпускаю педаль – и тут автомобиль дергается, как будто это «механика» и я «бросил» педаль сцепления. Снова нажимаю газ, чтобы догнать впереди идущий автомобиль, – и Octavia / Октавия опять дергается, словно диск сцепления уже отжил свое. Эксперименты с плавностью нажатия на газ и отпускания педали не привели ни к чему. В пробках, отпуская педаль газа, необходимо сразу нажимать на тормоз, иначе так и придется дергаться. Такова расплата за комфортный разгон. И резонно возникает вопрос – стоит ли переплачивать за DSG (а эта коробка обойдется в 60 тысяч рублей против 30-40 тысяч за стандартный «автомат» у конкурентов).
Зато к плавности хода – никаких претензий. Подвеска сглаживает традиционные неровности российских дорог, особенно хорошо справляясь с ними на загородных трассах при большой скорости. Обзорность также не доставляет неприятных сюрпризов. Размер боковых зеркал оптимален. В комплектации Elegance автомобиль также оснащается стеклоочистителем для заднего стекла – редкая опция на седанах (силуэт которого, по сути, и имеет Octavia / Октавия).
А вот показатели расхода топлива достаточно противоречивы. На трассе они великолепны – 7,5 литра на сотню при скорости 130 км/ч (и это не подсчеты бортового компьютера, а расход от заправки до заправки; к примеру на расстояние в 550 км ушел 41 литр). Для автомобиля с 1,8-литровым двигателем мощностью 152 л.с. это завидная экономичность. Но при езде по городу расход увеличивается до 11,5 литров. К тому же с точки зрения транспортного налога за 152 «лошади» придется платить по не очень-то бюджетной ставке.
В целом расходы на содержание чешской модели в побывавшей у нас модификации достаточно высокие. Расстраивают и транспортный налог (для Москвы – 5 776 рублей в год), и расходы на страховку. Еще один минус – гарантия всего два года. Зато можно экономить на бензине, ведь расход для такой мощности невелик. Да и техническое обслуживание стоит не дороже, чем у аналогичных моделей. К тому же производитель предлагает выбор для каждого по потребностям – начиная от 80 л.с. в паре с «механикой». А наиболее весомые аргументы в пользу Skoda Octavia / Шкода Октавия – это качество сборки и отделки автомобиля и уровень комфорта. И европейские, и японские, и корейские конкуренты оказываются на ступень ниже по этим параметрам. Вот оно – «немецкое качество»!
Кузов | |
---|---|
Тип кузова | Седан |
Число дверей/мест | 4/5 |
Длина, мм | 4569 |
Ширина, мм | 1769 |
Высота, мм | 1462 |
Дорожный просвет, см | 14 |
Объем багажника, л | 560/1350 |
Двигатель | |
---|---|
Тип двигателя | Бензиновый |
Объём двигателя, л | 1.8 |
Мощность двигателя, л.с. | 152 |
Трансмиссия | |
Коробка передач | DSG |
Привод | Передний привод |
Эксплуатационные характеристики | |
---|---|
Максимальная скорость, км/ч | 223 |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 8.1 |
Расход топлива | |
---|---|
В городском цикле | 10,8 |
В загородном цикле | 5,9 |
В смешанном цикле | 7,7 |
Марка / модель | Год | Двигатель / КПП | Кузов | Пробег | Оценка | Дата |
Skoda Octavia (2008) | 2011 | Бензиновый 1.4 / RT | Седан | 62000 | 4 | 24.04.2014 |
Достоинства:
Очень просторная, места завались, багажник огромный, удобные сидения, отличная эргономика. Хорошая управляемость, неплохая динамика, немного не хватает на трассе если машина загружена.
Недостатки:
ДСГ
Что ломалось:
На 50000 забился катализатор и сломалась турбина, пришлось 2 раза ездить к дилеру чтобы чинили (все по гарантии), на 60 000 износилось сцепление, замена тоже по гарантии
Предыдущий автомобиль:
Шевроле лачетти 1.6, это небо и земля, лачетти даже близко не стоит с октавией. но ДСГ и ТСИ...
Стоит ли этот автомобиль своих денег? —
да
|
||||||
Skoda Octavia (2008) | 2011 | Бензиновый 1.6 / AT | Хэтчбек | 130 | 5 | 12.05.2011 |
Достоинства:
Само совершенство! Купил уже вторую Октавию в новом кузове. Первая была 2009г.в. в комплектации Ambiente - брал из того, что было в салоне. Машинка очень понравилась, но не устраивал уровень безопасности и комфорта, поэтому без раздумий продал первому покупателю и взял себе Elegans+пакет WR4+Webasto! Привлекательный дизайн, высокая функциональность, отличная эргономика салона, огромный багажник, японская 6-ступенчатая АКПП, мягкая черно-белая подсветка приборов...
Недостатки:
Практически на всех машинах темная отделка салона - нет выбора цветовых гамм...
Боковые подушки безопасности зашиты в спинки сидений - нельзя надевать чехлы!
При очень богатом оснащении (круиз, мультируль, 2-х зонный климат, сенсорная магнитола на 6 дисков+SD-карта памяти, информационный дисплей MaxiDot и т.д.) некоторые элементы салона сделаны примитивно и смотрятся дешево - ручки дверей, задний подлокотник, солнечные козырьки (зеркала там без подсветки) и т.д.
Что ломалось:
На первой машине за год было 3 неприятности:
1. Попадание камня между ступицой и суппортом переднего колеса - извлечение 700руб. у дилера
2. Отказался работать климат - самопроизвольно выключался, после на кнопки не реагировал - пол дня диагностировали, отошел какой-то провод зарядки аккумулятора... не знаю правда или нет, но сделали все норм.
3. Задергался двигатель, загорелся Чек Енджин - залил другой бензин и симптомы пропали, но пришлось ехать к дилеру снимать сигнал - время+деньги…
Опыт обслуживания:
На первой машине прошел предзимнее ТО с диагностикой за 1000руб. - получил в подарок сумку Шкода с аптечкой и всякими полезными мелочами..., затем ТО-1 через год после покупки - около 6000руб. с заменой масла, масляного фильтра, воздушного фильтра двигателя и фильтра салона. Отношение у дилера очень хорошее.
Предыдущий автомобиль:
Skoda Octavia A5 FL Ambiente 1,6 MPI АКПП6 2009г.в.
Стоит ли этот автомобиль своих денег? —
да
|