• Суббота, 19 апреля 2014
 

 

Тест-драйв
Hyundai Tucson (2004) / Хендай Туссан

Hyundai Tucson

24.11.2004

Hyundai Tucson

«Авторевю»

Hyundai Tucson / Хендай Туссан — автомобиль новый, но похожий на Hyundai Santa Fe / Хендай Санта Фэ. Разве что Tucson / Туссан короче на 17,5 см.

На североамериканском рынке можно купить переднеприводный Tucson / Туссан, а в Европу и в Россию поставляются только полноприводные версии. Впрочем, в обычных условиях «европейский» Tucson / Туссан тоже остается практически переднеприводным, а задние колеса подключаются автоматически с помощью электромагнитной фрикционной муфты Borg Warner. Степень блокировки муфты зависит не только от проскальзывания передних колес, но и от угла поворота руля и от степени открытия дроссельной заслонки. Вдобавок муфту можно принудительно заблокировать для движения по бездорожью.

На нашем рынке предлагается две основные версии Tucson / Туссан — либо с двухлитровой «четверкой» (140 л.с.) и механической коробкой передач, либо с мотором V6 2.7 (170 л.с.) и четырехступенчатым «автоматом». Двухлитровый Tucson / Туссан стоит $25990 — его-то мы и «примеряли». Автомобиль помощнее предлагают за $29990. Причем в «базовую» комплектацию GLS входят АБС, литые колеса, «противотуманки», две подушки безопасности, центральный замок, электрические стеклоподъемники и зеркала, подогрев сидений, магнитола — и даже климат-контроль.

Игорь Зайцев, дизайнер

Рост 170 см, Водительский стаж — 45 лет, Ездит на автомобиле Mitsubishi RVR / Митсубиси RVR

На конкурсе красоты — если, конечно, его проводить за пределами Кореи, — Hyundai Tucson / Хендай Туссан вряд ли попал бы в число призеров. Это — «среднеарифметический» образ современного внедорожника — без оригинальных деталей, за исключением разве что фирменного абриса облицовки радиатора. И в то же время поводов для критики нет: неплохие пропорции, лаконичные и функциональные формы.

Архитектура интерьера задумана весьма неплохо. Но жесткий и невыразительный серый пластик, лапидарность деталей, отсутствие «пуговок», которые придают законченность интерьеру, делают его откровенно дешевым. Передние сиденья неудобны из-за выпуклой и излишне упругой спинки, да и боковая поддержка какая-то невнятная. Отсутствие продольной регулировки рулевого колеса не позволило мне найти удобную посадку: то руль близко, то педали далеко. Да и с качеством изготовления, похоже, нелады. При пробеге всего в несколько тысяч километров коробка передач жужжит на первой и второй, как на старых Жигулях, рычажок указателя поворотов не хочет самостоятельно возвращаться в исходное положение. Все это неожиданно для новой иномарки.

Не порадовал и мотор. После 4000 об/мин он «угасает», на пятой передаче можно лишь поддерживать установившуюся скорость. Так что динамичной ездой Tucson / Туссан тоже не порадует. Его сильные стороны — комфортабельная подвеска, неплохая шумоизоляция и удобный багажник.

Наверное, по совокупности своих качеств это неплохой автомобиль. Но он лишен ярких черт и рассчитан на дачно-пенсионного потребителя, свободного от амбиций и эстетских замашек. Однако мой выбор был бы иным.

Александр Диваков, испытатель Авторевю

Рост 185 см, Водительский стаж — 38 лет, Ездит на автомобиле Hyundai Getz / Хендай Гетц

Ни в силуэте, ни в декоративном оформлении — ничего особенного. Но мне нравятся эти гармоничные пропорции. Неплохо мне и в салоне. Мягкая пластика интерьера, подбор цветовой гаммы создают некое нейтральное настроение. Но даже меня, человека непритязательного, насторожило качество сборки: в некоторые щели можно палец просунуть. А вот забота о ездоках понравилась. Водителя порадуют обогреваемое лобовое стекло и щели-воздуховоды в верхней части дверных панелей для обдува боковых стекол. А сколько мест для мелких вещей — и в салоне, и в багажнике с открываемым задним стеклом! А как удобна трансформация задних сидений — здесь можно сделать идеально ровный пол! А отсутствие тоннеля — разве это не подарок для задних пассажиров?

Место водителя, сиденье и руль — вновь «никакие», но вполне приемлемые. Хотя… Я так и не добился удобной посадки: либо приходится слишком сильно сгибать руки, либо тянуться ногами к педальному узлу, который сам по себе вполне удобен. Порадовал Tucson большими наружными зеркалами и утопленными задними подголовниками. Отличная задняя обзорность.

Чтобы не отставать в динамичном городском потоке, мне приходилось держать мотор «на верхах», а для этого слишком часто обращаться к коробке передач и ругаться по поводу нечеткой работы механизма переключения. Да еще и слишком большая задержка в ответ на сброс газа. По трассе можно идти очень быстро, не испытывая особых неудобств. Реакции на действия рулем спокойны и при перестроениях, и в пологих поворотах. Но на горном серпантине, в городе и, что особенно важно, на «переставке» чувствительности к управлению уже не хватает. Если же достичь скольжений в повороте, то Tucson / Туссан не выказывает явной склонности ни к сносу, ни к заносу, демонстрируя нейтральную поворачиваемость. Жаль только, что такая серьезная заявка начисто растворяется на волнах покрытия, которые вызывают слишком большую раскачку, безнадежно убивая точность реакций и снижая комфорт. Шумность этой машины тоже не способствует комфорту. Двигатель при интенсивном разгоне орет нехорошим голосом, шины занудно воют, изменяя тембр в зависимости от покрытия, а лопухи зеркал даже сквозь эти шумы умудряются пробиться своим свистом.

Проходимость для «паркетника» — дело десятое, и те возможности, которые предоставляет Tucson / Туссан, думаю, для большинства окажутся вполне достаточными. Сползая для фотосъемки по крутому и мокрому травянистому холму, я уже готовился достать трос и призвать на помощь коллег. И действительно, отчаянно буксуя колесами, Tucson / Туссан не мог продвинуться ни на йоту. Но когда была включена блокировка, Tucson / Туссан, немного пококетничав, вывез меня наверх.

Мое мнение таково. Автомобиль весьма неплох, но в некоторых вопросах уступает более именитым одноклассникам. А стоит примерно столько же.

Михаил Петровский, корреспондент Авторевю

Рост 188 см, Водительский стаж — 9 лет, Ездит на автомобиле Nissan Primera / Ниссан Примера

Если бы Hyundai Tucson / Хендай Туссан оказался моим служебным автомобилем на ближайшие 100 тысяч километров, я бы не расстроился. Не потому, что дареному коню не смотрят в зубы, а потому, что Tucson / Туссан не так уж плох.

Внешность нейтральна. Главное — не ошибиться с выбором цвета! От безразличия до ненависти — буквально пара оттенков. Хотя дешевый интерьер меня просто угнетает, а держаться за скользкую пластиковую баранку противно. Зато эта самая баранка оказываеся надежным источником дорожной информации. В целом паркетник радует предсказуемыми реакциями — езда получается не утомительной. Можно даже ехать быстренько, хотя моторчик тянет только с середины — там, где начинается Большой Шум.

Чтобы почувствовать, как работает полноприводная трансмиссия, достаточно просто побыстрее передернуть рычаг коробки передач с первой на вторую. «Экологичный» блок управления двигателем сбрасывает обороты очень медленно, в результате чего при быстрой смене передач трансмиссию сотрясает удар, и передние колеса неизбежно срываются в пробуксовку — даже на сухом асфальте. Даже при переходе на третью передачу! И сразу вслед за этим следует сильный толчок в спину — это замкнулась муфта в приводе задних колес. Чтобы избежать пинка, нужно переключаться подчеркнуто не спеша, с достоинством. Я так не умею, и, скорее всего, тупая трансмиссия сломалась бы раньше, чем я к ней привык...

А вот и первый снег — очень кстати! По бездорожью поездить не удалось — так хоть по скользкому покрытию прохвачу. Правда, в последнее время в Москве даже в три часа ночи трудно найти безлюдный угол. Ну да тот, кто ищет...

Можно было и не искать — ничего интересного в предельных режимах с кроссовером не происходит. Отправить его в скольжение — дело муторное. Занос можно только грубо спровоцировать: бессмысленное занятие, потому что удержать кроссовер на постоянной траектории почти невозможно. Задняя ось подключается слишком грубо — и Tucson / Туссан упрямо распрямляет дугу. И тут — без изюминки...

Пусть на корейском кроссовере ездит кто-то более уравновешенный и... приземленный. Без обид, о’кей?

Александр Захаров, художник

Рост 172 см, Водительский стаж — 35 лет, Ездит на автомобиле Opel Omega / Опель Омега

Дизайн корейских автомобилей становится все более зрелым. В прошлом остались нарочитые выпуклости и переусложненные рельефы — характерные элементы стиля, задачей которого было «погромче крикнуть», привлечь внимание. Задача же Тусона — понравиться большинству покупателей.

Новым формообразующим элементом и доминантой кузова Tucson / Туссан стали два вертикальных пилона, начинающихся на капоте, обрамляющих воздухозаборники и уходящих под кузов. Этот «мускулистый» элемент, символизирующий интегрированный в кузов «кенгурин», конечно, не откровение. Но здесь он наиболее органичен и эффектен. Такое решение передка поддержано сзади согласованными «клыками» бампера и блоками фонарей. Огромные бамперы и высокий порог ничуть не портят машину, а придают ей основательности и внешней экспрессии. Динамика образа задана очень красивой графикой бокового остекления, со вздернутой подоконной линией, асимметричными колесными арками и релингами на крыше. Мне кажется, что Tucson / Туссан не менее эффектен, чем Toyota RAV4 / Тойота RAV4, и его уже не назовешь «пудреницей» — его образ нацелен на куда более широкую аудиторию.

Салон — современный, чистый и свежий. В нем есть все, что должно быть в современном автомобиле, но без излишеств — вас не заставляют переплачивать за сомнительные «прибамбасы». Удивил лишь открытый стык двух половинок кожуха рулевой колонки.

Ездить на Tucson / Туссан мне понравилось — по-моему, здесь все сбалансировано. Я бы такой купил.

Наталья Якунина, художественный редактор Авторевю

Рост 178 см, Водительский стаж — 9 лет, Ездит на автомобиле Honda HR-V / Хонда HR-V

Оказывается, Hyundai Tucson / Хендай Туссан стоит столько же, сколько пятидверная Honda HR-V / Хонда HR-V в аналогичной комплектации! Интересно, может ли что-то заставить меня предпочесть Хонде — Хёндэ?

На некоторых СТО стоимость нормо-часа одинакова для обеих машин. Но на Tucson / Туссан — пятилетняя гарантия, а у Хонды она лишь трехлетняя.

Идем дальше. Honda / Хонда и внешне и внутри намного современнее Tucson / Туссан, даром что на пять лет старше. Honda / Хонда спортивнее, цельнее, красивее. Сначала-то Tucson / Туссан вроде бы и располагает к себе, но стоит включить музыку — и хочется закрыть ладонями уши и не слышать ничего! А потом закрыть глаза, потому что велюровые сиденья во внедорожнике, пусть и паркетном — это все равно что плюшевый спортивный костюм.

В Tucson / Туссан я сижу высоко и оттого ощущаю себя очень значительной тетей. Правда, на этакую высоту мне забираться неудобно. А в Honda / Хонда я кто? Девчонка. Почти малыш. Если бы не задиристый золотистый цвет и стремительный дизайн, меня бы могли и не заметить.

Что еще? Кнопка! С ее помощью можно что-то там заблокировать в трансмиссии. Значит, на бездорожье Tucson / Туссан будет более надежным, нежели Honda / Хонда, у которой такой кнопки нет. Багажники — почти одинаковые, не маленькие, но и не такие большие, как хотелось бы.

И вот мой вывод. Не буду я менять свою Honda / Хондa на Tucson / Туссан. Улучшение внедорожных свойств меня не прельщает, а то, что в Tucson / Туссан я становлюсь грузнее и неповоротливее, — уже отталкивает. Не говоря о дизайне и отделке салона.

Константин Сорокин, обозреватель Авторевю

Рост 178 см, Водительский стаж — 14 лет, Ездит на автомобиле Toyota Avensis 1.8 / Тойота Авенсис 1.8

«Х-у-и-н-д-а-й Т-у-с... Т-у-к-с...» Это ж надо такое придумать! А ведь с виду вполне симпатичная машинка — не в пример опухшему от этилированного бензина братцу Santa Fe / Санта Фэ.

Впрочем, когда речь идет о единственном автомобиле в семье, да еще с прицелом на круглогодичную эксплуатацию, активный отдых и транспортировку дачного «барахла», то капризничать не стоит. Тем более что в салоне этой машины есть все, что нужно: климат-контроль, «электростекла» и даже подогрев радикулита. Плюс полный привод вкупе с внушительным запасом пространства под брюхом. Трансмиссия Tucson / Туссан хороша тем, что поможет решать проблемы выезда с заснеженных стоянок и движения по нечищеным дорогам. А плоха она своей непредсказуемостью: автоматическое подключение задней оси происходит резко и не всегда вовремя — при активной езде это чувствуется даже на сухом асфальте.

Не понравились совершенно «пустая» педаль сцепления и ватный привод коробки передач, обращаться с которым приходится подчеркнуто нежно. Впрочем, люди, не избалованные ездой на «породистых» европейских автомобилях, этого могут и не заметить. А главное — то, что, будучи на $1000 дороже моего служебного Авенсиса, двухлитровый Tucson / Туссан существенно превосходит его по вместимости, функциональности и проходимости. Плюс — более длительные межсервисные пробеги и пятилетняя гарантия. И это — вполне весомые аргументы, чтобы направить вектор моего интереса в сторону марки Hyundai / Туссан.

Леонид Голованов, обозреватель Авторевю

Рост 176 см, Водительский стаж — 18 лет, Ездит на автомобиле Peugeot 406 2.0 / Пежо 406 2.0

Проще надо быть, проще! «Никакой» дизайн? Невнятные педали и «ручка» коробки? Секундные запаздывания на сброс газа?

Если бы Hyundai Tucson / Хендай Туссан делали для Европы, ничего бы этого не было — ведь есть же Coupe / Купе и Getz / Гетц, машины практически европейского уровня. Но Tucson / Туссан делали не для Европы, а для небольшого городка Тусон, штат Аризона, что почти у мексиканской границы. Жара, скука, асфальт, скорость не более 75 миль в час...

Кредо Tucson / Туссан — принцип разумной достаточности. Для американского рынка он должен быть просторным, иметь подстаканники, климат-контроль и способность передвигаться в пространстве без посторонней помощи. Все это есть. Пятеро помещаются без проблем, задние спинки регулируются, интерьер сделан получше, чем у большинства «американцев»: консоль, развернутая к водителю, крупные клавиши-кнопки, аккуратные зелененькие дисплейчики... Плавный ход, полный привод. Пять лет гарантии. Чего же боле для недавнего выпускника тусонской автошколы?

Но я живу не в Тусоне, штат Аризона, и права получал 18 лет назад. Запаздывания при сбросе газа (видимо, иными средствами вписать корейский мотор в калифорнийские нормы токсичности ULEV II не удалось) меня совсем не радуют. А попытка чуть поэнергичнее тронуться с места со светофора приводит к занятным последствиям — после короткой пробуксовки передних шин на мокром асфальте муфта рывком подключает привод на задние колеса, и двигатель немедленно «тухнет», не в силах справиться с резко возросшей нагрузкой. Если же принудительно заблокировать муфту нажатием кнопки, то привод получается настолько жестким, что двухлитровый Tucson / Туссан вообще перестает «ехать» — и даже поворачивает с трудом!

Эх, хорошо жителям Тусона, штат Аризона — к автомобилям они подходят гораздо проще. И дождей у них мало, а снега со льдом вообще не бывает. Поэтому Hyundai Tucson за $17500 с передним приводом или Tucson / Туссан 2.0 4WD за $19000 для них — отменная покупка! Да и в России другой двухлитровый «паркетник» с климат-контролем за $26000 не купишь. Во всяком случае, пока не появится «двойник» Tucson / Туссан, Kia Sportage / Киа Спортэйдж второго поколения — он подешевле будет. Но если ходовые качества важнее климат-контроля, лучше взять, например, Mitsubishi Outlander / Митсубиси Аутлэндер с простым кондиционером за $28650.

Хотя если быть проще... Может, все-таки климат-контроль?

Алексей Воскресенский, корреспондент Авторевю

Рост 180 см, Водительский стаж — 10 лет, Ездит на автомобиле Chevrolet Niva / Шевроле Нива

Hyundai Tucson / Хендай Туссан и Chevrolet Niva / Шевроле Нива — конкуренты? Проездив на ШевроНиве без малого два года, отвечаю — нет, не конкуренты. Тот, кто может купить Tucson / Туссан, никогда не сядет на Ниву с крестом на облицовке радиатора. А зря.

Судите сами. Да, Tucson / Туссан мощнее, крупнее и почти на 300 кг тяжелее. Салон просторнее — особенно «длинный» багажник с «запаской», что уместилась под полом. Но почему полку нельзя закрепить как следует в верхнем положении? И не очень понятно, зачем нужно откидное стекло пятой двери, если полка норовит упасть и стукнуть по рукам.

Посадка водителя — высокая и удобная, с отличным обзором вперед и по сторонам. Но профиль «отечественных» сидений мне нравится больше. Качество изготовления? Недурное, хотя некоторые элементы интерьера недалеко ушли от российско-американского «аналога». Двухлитровый двигатель хорошо тянет на малых и средних оборотах, но выше четырех с половиной тысяч, как и на Ниве, истошно орет и ехать не желает. Четкость переключения передач оставляет желать лучшего. Впрочем, в этом вопросе Нива тоже не подарок. Руль «полегче», но несущественно. А привод сцепления у «корейца» хуже — я несколько раз глушил мотор при трогании, как последний «чайник».

Плавность хода? Мне бы хотелось большей мягкости на асфальтовых заплатах и выбоинах. Шины? Дорожный Hankook воет сильнее, чем всесезонный Баргузин на Ниве. А внедорожные способности машин, кстати, сравнивать бессмысленно: Нива даст сто очков вперед. Ведь у нее — настоящий дифференциальный полный привод, да еще и с блокировкой и понижающей передачей. А у Tucson / Туссан — только муфта в заднем приводе и электронная имитация межколесных блокировок.

Вы можете возразить, что Hyundai / Хендай — это «длинная» гарантия, надежность, пассивная безопасность... Но надеюсь, что появление Нивы с мотором Opel / Опель и улучшенным шасси должно сменить приоритеты. Во всяком случае, я бы не стал менять ШевроНиву на Tucson / Туссан. Не настолько он хорош, чтобы оправдать почти троекратную разницу в цене.

Олег Растегаев, эксперт Авторевю

Рост 190 см, Водительский стаж — 12 лет, Ездит на автомобиле Ford Focus 1.8 / Форд Фокус 1.8

Подключаемый привод на задние колеса — это как на хондовских паркетниках HR-V и CR-V? По сути, да. На новом внедорожнике Hyundai Tucson / Хендай Туссан задние колеса тоже подключаются при помощи муфты в случае пробуксовки передних. Однако на японских автомобилях процесс подключения почти незаметен, а здесь... Выезжая на асфальт с проселка, я, видимо, переборщил с газом: передние колеса провернулись, а через секунду я получил сильный пинок под зад. Такого ударного подключения я не встречал ни на одном из паркетников! Похоже, на доводке трансмиссии сэкономили. Хорошо, что на случай серьезного бездорожья есть кнопка жесткой блокировки муфты — так автомобиль заметно увереннее преодолевает раскисшую целину.

На асфальте Tucson / Туссан ведет себя неплохо. Впечатление от разгона портит только «ватный» рычаг переключения передач — хода великоваты, четкости никакой. Опять сэкономили.

А на тормозах не экономили — они дисковые на всех колесах и работают хорошо. И на подвеску денег не пожалели. Пусть на мелких неровностях Tucson / Туссан жестковат, зато в поворотах ведет себя неплохо — кузов, подвеска, рулевое управление с гидроусилителем работают слаженно. На прямой Tucson / Туссан стоит уверенно, адекватно реагируя на повороты руля. Да, чувствительность низковата, крены заметны, но все это вполне соответствует назначению и классу автомобиля. Во всяком случае, ни ленивый руль, ни крены не мешали мне проходить повороты «на грани». Я даже получал от этого удовольствие. А за гранью сцепных свойств Tucson / Туссан ехать отказался — traction control просто взял и резко отрубил подачу топлива! Представляю, чем это грозит на скользкой зимней дороге... Уж лучше я поеду с нажатой кнопкой «TCS off». Теперь Tucson / Туссан демонстрирует в повороте пусть и неинтересный, но достаточно безопасный характер, а степень сноса можно контролировать тягой.

К акустическому комфорту у меня особых претензий нет, если не считать неприятного подвывания из-под капота — будто «кончился» какой-то подшипник. Не поленился, заглянул под капот и определил источник шума — насос гидроусилителя руля. При пробеге в 3000 км это тревожный сигнал.

Если говорить о салоне, то — никаких эмоций. Отмечу лишь простор на задних сиденьях и открывающееся отдельно стекло задней двери. Удобная штука!

Неплохой автомобиль. Но лично мне больше бы подошел Mitsubishi Outlander / Митсубиси Аутлэндер, хотя он и дороже на $2500.

Евгений Борычев, эксперт Авторевю

Рост 170 см, водительский стаж 36 лет, ездит поочередно на автомобилях Fiat Palio / Фиат Палио и Renault Clio / Рено Клио

Tucson / Туссан. Сын Тука? Тукин сын? Спасибо добрым людям, просветили — мол, автомобиль нарекли в честь курортного городка в Аризоне, и произносить его надо как Tucson / Туссан. Но вот незадача — БСЭ, Большая Советская Энциклопедия, уверяет, что город-то — Тусон или Таксон...

Не знаю, как с именем, а с имиджем Tucson / Туссан мне все понятно: добродушный увалень. Встречает радушно, гостям-попутчикам предлагает раздолье, особенно на задних креслах — можно даже вытянуть ноги, положив их на сложенную спинку пустующего переднего пассажирского кресла. Двухлитровый мотор вроде бы живенький, но разгоняется Tucson / Туссан как-то лениво. Управляется послушно, но едет вразвалку, с большими кренами. По пересеченной местности гулять не любит, но при включенной блокировке муфты полного привода способен на вылазку. Аппетит средний — во время «примерочной» прогулки съедал по 14 литров 95-го бензина каждые 100 км.

Хендэ Увалень. Как вам такое название? Мне — не очень. Особенно за $25990.

Все кадры

Отзывы

марка / модель
год
двигатель / КПП
кузов
пробег
оценка
дата

2007
Бензиновый 2.0 / AT
Внедорожник
52000
5
05.02.2013
Лучший выбор
ещё (4)

Странник, водительский стаж с 2005 г.

Достоинства: Рабочая лошадка. Проходимость для кроссовера очень хорошая. У меня с пластиковым черным обвесом - это вообще прекрасно. Мне и в оба бампера, и сбоку въезжали (по касательной, конечно): ну поцарапался этот пластик и что? даже не заметно.

Недостатки: Большой расход бензина, особенно зимой.

Что ломалось: амортизаторы - это вот слабое место. Задние поменял через 2 года+еще одна зима (пробег был не более 25000). Очевидно эта последняя зима и сыграла решающую роль (очень сильные морозы были). Передние поменял через 4,5 года (пробег не более 50000).

Стоит ли этот автомобиль своих денег? да

2006
Бензиновый 2.0 / AT
Внедорожник
150000
5
12.09.2012
Лучший выбор
ещё (4)

Sarina, водительский стаж с 2009 г.

Достоинства: Отличная машина. Не могу назвать ни одного недостатка. 20 раз скаталась из Саратова во Владимир, дважды в Питер. Никаких нареканий, комфортно, легко и просто приятно. Зачем сняли с производства непонятно. Очень удачный автомобиль получился и по дизайну оригинален.

Стоит ли этот автомобиль своих денег? да

Последние новости Hyundai Tucson (2004)

Похожие модели

Hyundai Tucson (2004) в тест-драйвах СМИ

Скромный европейский шик Клаксон - 22 июля 2004
Малый не промах МК-Мобиль - 19 сентября 2004
Далеко пойдет? За рулем - 20 сентября 2004
Аризонский "тушкан" Автомобильные Известия - 29 сентября 2004
Молодой специалист Купи Авто - 11 октября 2004
к солнцу Автомобили - 20 октября 2004
По паркету топ-топ За рулем - 9 ноября 2004
Многоликий малый Пятое Колесо - 10 ноября 2004
Давай поедем на Ту-Сан? Путь и Водитель - 11 ноября 2004
Hyundai Tucson Авторевю - 24 ноября 2004

Новости: