Суббота, 16 Декабря

Тест-драйв Subaru Outback 2009 и Subaru Forester 2011

14 Декабря '11
От Деда Мороза – к Чысхаану

От Деда Мороза – к Чысхаану

Слаба стала у нас в центральной России зима. Вышла вся. Ни тебе облупленных от мороза трамваев, как в детстве, ни хруста снега под валенками – так, хлюпает что-то невнятное… Неутомимая команда “LAVProductions” под бессменным предводительством Андрея Леонтьева, отправляется на поиски настоящей зимы. Настоящих морозов. А «их есть» у нас в стране. Велика она. Настолько, что сумела покрыть своей «шестой частью» и субтропики, и самые холодные на Земле широты. Именно у нас в России находится Полюс Холода. Самое холодное место на Земле, где постоянно живут люди. -72! Конечно, в Антарктиде бывает чуть холоднее, но ведь там – бело безмолвие, вреди которго ВРЕМЕННО обитают полярники по воле долга. А тут – целый поселок Оймякон, стационарное жилье, существующее не первую сотню лет в Северо-Восточной части Якутии. И всего-то до него, до Оймякона, каких-то 9 тысяч километров от Столицы…   

_MG_9889.JPGИтак, мы едем в Оймякон. Самое интересное, что пару раз проезжали практически мимо – и когда ездили на Mazda3 / Мазда3 в Магадан, и когда добрались на Mazda BT-50 / Мазда BT-50 до Певека (Чукотка). Но то была весна и осень. А тут едем прямо под Новый Год, в настоящую зиму. Так что как конечная цель путешествия Оймякон как никогда актуален. Кстати, про Новый год… Дело в том, что в этот самом Оймяконе, в ледяной пещере, живет Чысхаан, «повелитель холода», якутский Дед Мороз. А на русском Севере, в Великом Устюге, живет наш дедушка… Вот так и сложилась концепция экспедиции: «От Деда Мороза – к Чысхаану».

Маршрут – проторенный. Из Москвы до Великого Устюга – технический перегон. А в Устюге Дед Мороз даст нам официальный старт. Дальше – через Шарью и Котельнич приезжаем в Киров. Оттуда через Пермь приезжаем в Екатернбург, нау и дальше по Сибири – Тюмень, Ишим, Омск, Новосибирск, Томск, Ачинск, Красноярск, Тайшет, Тулун, Иркутск, Улан-Удэ, Чита… По трассе Амур добираемся до Сковородино и оттуда уходим на Север. Через Тынду, Нерюнгри и Алдан приезжаем в Якутск. Дальше по льду Лены на Востоный берег, и тут начинается трасса Колыма. Хандыга, Теплый Ключ… и Оймякон!

IMGP4031.jpgЕдем, как это у нас повелось давно, на абсолютно стандартных автомобилях – Subaru Forester / Субару Форестер и Subaru Outback / Субару Аутбэк. Оба – бензиновые. Дизельные версии на наш рынок не поставляются. Надеемся, пока. Конечно, с соляркой в Востоной Сибири и на Севере проще, и она очень хороша – проверяли не раз. Но там, где мы будем, на трассе Колыма, бензин тоже есть, и жаловаться пока не приходилось. На всякий случай берем с собой канистры, и в Якутске возьмем запас 95-го. С его наличием по ту сторону Лены могут быть проблемы. А еще берем по две запаски на машину – доверяться инфраструктуре не хочется: шиномонтажи уже после Улан-Удэ – редкость, а кроме того, даже если они есть, не факт, что работают. Вот только куда все это богатство поместится? Обычно мы путешествуем на внедорождниках или пикапах, с огромными багажниками. А если едем на легковых машинах, как недавно – на Сахалин на Jaguar XK-R / Ягуар XK-R - то все равно берем «большой полноприводный рюкзак». А сейчас всего два кроссовера… Но, что Forester / Форестер, что тем более Outback / Аутбэк, оказались внутри просторнее, чем выглядят снаружи. А в Subaru Forester Дед Мороз поместился в шубе, шапке и бороде, да еще и вместе с посохом.

2014065.jpgЭто – мы уже дошли до церемонии старта из Великого Устюга. С вотчины нашего дедушки. Сейчас там как-то грустновато пока – новогодняя иллюминация есть, музыка тоже из репродукторов детскими голосами заливается, а вот людей не видно. В гостинице, кстати, вполне себе финско-скандинавской, были мы одни! Но, говорят, уже через пару недель все будет по-другому, вотчина Мороза будет ходить ходуном, а ассортимент сувенирных лавок, кои сейчас по большей части и вовсе закрыты, вырастет в разы. Например, завезут вышитые бисером валенки… Свозите детей, оно стоит того, правда, да и сами в детство впадете хоть на пару дней – это всегда полезно.

122.JPGА Дедушка Мороз был трогателен – передал нам для Чысхаана снегурочку (мол, чтобы парню в ледяной пещере не было так одиноко), разрешил подержаться за свой посох и загадать желание, лично протестировал машины и сказал, что «повозки добрые и до Оймякона довезут», но на свою тройку меняться категорически отказался. Да мы бы и сами не стали – крыша над головой, полный привод, надежная печка, подогрев сидений и все такое пригодятся еще и на Европейской части, не говоря уже о Сибири. С Дедом Морозом покидали резиденцию практически одновременно. Буквально через несколько часов после нашего отъезда он тоже отправился в предновогоднее турне. Работа такая… А мы взяли курс на Юг, чтобы уже в Шарье повернуть на Восток. Теперь нам туда дорога.

_MG_9999.JPGНа самом деле, в поисках новогодних морозов и настоящей Зимы вовсе не обязательно уезжать в Сибирь. Стоило нам только выехать за ворота Вотчины Деда Мороза в Великом Устюге, откуда мы стартовали, как началось такое… Сразу вспомнилась наша январская экспедиция на Таймыр, когда мы в один из дней прошли рекордные 1,5 км. Но там пурга помножалась на снег метровой глубины. Сейчас у нас под колесами был вполне сносный асфальт, покрытый, правда, устойчивой снежно-ледяной коркой. Неужели в России еще есть люди которые сомневаются в необходимости иметь полный привод и шипованные шины? Субарики отработали непростое покрытие на пять баллов, но вот с ветром, несущим тонны снега, их дворники не справлялись. На не только их, ничьи. Скорость на трассе упала до 40. А некоторые тяжеловозы и вовсе замерли на обочинах. Через Шарью и Котельнич попали в Киров – можно было поехать и через Котлас, но гравийка там аж до трассы Вятка убита. А километраж тот же. Проснувшись в Кирове мы поняли, что все наши надежды на скоро прохождение циклона были пусты и наивны. Мело до Перми, мело до Екатеринбурга. Мело до Новосибирска. Мело до Томска. Порой понимали, что глупо даже доставать фотоаппараты и камеры – с равным успехом можно снимать отштукатуренную стену или лист ватмана. Да и в такую погоду хозяева собак не выгоняют на улицу, а фотографы и операторы - как-никак люди! Зато в Красноярске – как отрезало. Голубое небо и морозец… Во время наших экспедиций мы обычно стараемся останавливаться вне больших городов: на стояние в пробках уходят часы. Да и достопримечательности нами уже изучены – одна большая дорога в стране, и минуя тот же Новосибирск, Красноярск, Иркутск или Улан-Удэ на восток не попасть. Но мы стараемся найти ночлеги в маленьких городах, деревеньках, где можно спокойно отоспаться и сразу вырваться на трассу. Красноярский край - исключение. Ради ночлега мы уходим с трассы на юг аж на 80 километров. Но если будете в этих краях, сделайте то же самое – через примерно 60 км после Красноярска поверните напроаво в сторону села Выезжий Лог, а потом – по указателю на Орешное. Вы окажетесь в совершенно дивном месте. Тут, в ущелье, свой микроклимат во всех прямых и переносных смыслах. Тут не берет мобильная связь и никто не будет отвлекать Вас от общения с замечательными скромными людьми, которые посвятили себя изучению самой большой в мире конгломератной пещеры – Большой Орешной. В Глубину она уходит на 7 километров и длина коридоров превышает 60, но это только изученных… Поход в пещеру – занятие для тренированных людей. Прежде всего по тому, что вход в нее находится на высоте 600-т метров от дороги, и эти 600 метров надо преодолеть по склону, крутизна которого местами заметно превышает 45 градусов. В общем, когда мы оказались наверху, во рту стоял устойчивый привкус крови, а легкие буквально разрывались. Саша, участник нашей экспедиции и профессиональный спелеолог (мы же едем в пещеру Чысхаана поэтому люди этой профессии нам на сей раз просто необходимы) ждал нас наверху долго – этот путь он проделывает в год до ста раз. Тренированный парень. А когда мы поли внутрь пещеры, мы поняли, что у спелеологов еще должно быть все в прядке с психикой. После того, как мы ушли вглубь метров на сто, и периодически приходилось пробираться то ползком, то протискиваться, как в чуть приоткрытые двери сломавшегося лифта, между стенами, у меня очевидно стали появляться тревожные симптомы клаустрофобии. Впрочем, кроме сдвигов сознания, бояться тут нечего. Опытные проводники предупредят, когда нагнуться когда не оступиться, а из других живых тварей, кроме людей, тут водятся разве что летучие мыши…

IMGP4081.jpgIMGP4101.jpgБаня, вечерний разговор с местными мужиками, созерцание планетария, раскинувшегося над избушками, и крепкий сон. Следующий день мы встретим в Тулуне – это уже Иркутская область. Дорога красоты редкостной, идет вдоль Транссиба, который и сом по себе одна большая достопримечательность длиной 8 тысяч километров. Удивительно, что на маленьких полустаночках еще сохранились старые деревянные вокзалы и водонапорные башни, которые должны помнить и Николая Второго, путешествовавшего по только что открытому Транссибу в 1898 году, и адмирала Колчака… Удивительная история, косвенно связанная с историей Гражданской Войны случилась у нас в начале осени в городе Касимов, когда мы для программы «Выходные на колесах» снимали местные достопримечательности, в том числе и частный музей самоваров. Коллекция уникальная, хозяин нам долго рассказывал про самовары Брежнева, Керенского… И тут всплыл самовар, из которого пил Колчак. На деле это оказался сосуд промышленных размеров, на котором явственно читается название Замзор. Именно так называется небольшая станция на Транссибе между Тайшетом и Тулуном. Оказывается, Колчаковцы позаимствовали самовар из станционного зала ожидания для нужд штаба. А потом исторический самовар был взят, как трофей, партизанами. Разумеется, мы просто не смогли не заехать в Замзор, где совершили попытку ночной художественной фотосессии. Кстати, именно в этом месте еще остался кусок старой грунтовки – а параллельно кладут хорошую современную широкую дорогу – фары бульдозеров светят в ночи работа по преображению трассы М53 идет круглые сутки. Еще бы на всех заправках был 95-й, вообще было бы отлично. Один раз пришлось залить немного 92-го, чтобы дотянуть до следующей колонки. Субаровские моторы переварили ненормативное топливо без проблем, но больше мы постараемся таких экспериментов не ставить. Нам ведь еще ехать и ехать, большая у нас страна.

3(2).jpgНовогодняя экспедиция из Великого Устюга в Оймякон, на полюс холода, «От Деда Морозу к Чысхаану» продолжается. Команда наших партнеров из LAV Productions Уверенно – пока, по крайней мере – продвигается на Восток на двух абсолютно стандартных Subaru / Субару: Forester / Форестер и Outback / Аутбэк. В прошлом своем отчете ребята описали свой путь до Иркутской области. Сейчас они уже добрались до Бурятии.

Вот сколько уже раз бывали на этом спуске с Байкалу, не счесть. И все равно, прежде чем нырнешь на этот небольшой серпантин, чтобы спуститься в Слюдянку, остановишься, выйдешь из машины и обалдеешь от счастья. Ты – в открытке, на плакате, в фотошопе. НЕ БЫВАЕТ такой красоты. Бывает… И вот сейчас трое из нас, кому впервые через лобовое стекло открылся этот вид, забыли про то, что нам еще 350 км по гонной дороге пахать, и, как блаженные, улыбаются и фотографируют друг друга на все возможные профессиональные и мобильные устройства. Наверное, это одно из самых красивых мест на земле. 3(9).jpg

Впрочем, впереди, в Бурятии, нас ждет еще одно такое же, там, где «захватит дух от гордой красоты». А пока приценяемся к местным богатствам – прежде всего к омулю. Он продается тут испокон века в двух незамысловатых копченых исполнениях – горячем и холодном. Летом мы ругались, что за полгода рыба подорожала на 20 рублей. По пути на Сахалин мы покупали уже по 45 руб. за штучку. Сейчас одна рыбка стоит уже 60. Торговки, которые, к слову, нас узнают, объясняют это тем, что растут закупочные цены… Странно – ведь лед на Байкале еще не встал. Ну да ладно – деликатесы в багажник и вперед. ПО пути в Улан Удэ, уже в темноте, обнаруживаем следы новой стройки – дорогу, которая петляет сначала, повторяя береговую линию Байкала, а за тем уходит направо в долину Селенги сейчас явно спрямляют и пытаются расширить. Похвально. Возможно, это связано все-таки в развитием игорной зоны в Горячинске, на берегу Священного моря. Хочется пожелать Байкалу других туристов, конечно, но и за это спасибо. В Улан Удэ приезжаем уже под новые сутки. Т все равно, наши подруги из клуба «Байкальские Амазонки» и «Содружества Ом» нас дождались. Безбашенные девчонки – они катаются и по льду Байкала, постоянно мотаются на своих машинах по Монголии и Китаю… Узнав о том, что мы едем от Деда Мороза к Чысхаану, они настояли на том, чтобы мы обязательно познакомились еще с одним мифическим персонажем – Белым старцем. Тут история интересная – дело в том, что Белоый старец, это как бы не совсем Дед Мороз…То есть это дед мороз, но не новогодний. У эвенков, которые населяли территорию нынешней Бурятии еще в незапамятные времена, когда бурят и в проекте не было, отмечали Новый год летом, в момент отела скота, прежде всего – Оленей. Новый год – новая жизнь. А Белый Старец олицетворял собой именно зиму, как время года. Но так или иначе, встреча и вручение верительных грамот в виде Хадака – шелкового шарфа с напечатанными мантрами, состоялось. Вот такое смешение буддистских и языческих традиций. Добавим еще, что вся эта церемония проходит на фоне горящего костра, куда подсыпаются благовония – вот и шаманизм прорисовывается. Но так или иначе, все эти персонажи и обряды добрые и позитивные, так что знакомство с Белым Старцем было однозначно в радость. 

3(16).jpgИ еще об одном нашем бурятском знакомом просто нельзя не упомянуть – в селе Тарбагай, центре Забайкальской старообрядческой общины, живет замечательный батюшка, отец Сергий. Этот человек облазил все ближние и дальние села, берега рек и пещеры и собрал удивительную краеведческую коллекцию, к которой есть все – от костей доисторических животных до деревянных прототипов современных миксеров из староверских изб. Отец Сергий позвал нас прокатиться на гору Язевую, известную в народе, как Похмелушка. Название совершенно не соответствует сути. Язевая, или Большой Маяк – одна из самых высоких точек в долине Селенги. Вид с нее открывается просто космический. При этом ни одно достижение человеческой цивилизации в виде каких-нибудь ГОК, ТЭЦ или ЦБК не ломает глаз – именно эту картину наблюдали гунны, нагло продвигаясь на запад, именно эту равнину и это ущелье видел Чингиз-Хан, переходивший здесь Селенгу, именно в эту влекущую величественную вечность двигался вверх по Селенге ссыльный протопоп Аввакум. И вот эта грандиозная природа помноженная на сильнейшую историческую энергетику порождает совершенно непередаваемые ощущение полного отрыва от современного, сиюминутного контекста. Будете проезжать мимо – не проезжайте. Кстати, наши Subaru / Субару, несмотря на отсутствие понижающей передачи, справились с восхождением без проблем и доставили нас на самую макушку Язевой. Внедорожные качества наших кроссоверов нас радуют все больше, но вот только хотелось чтобы, чтобы необходимость в них приходила как можно реже. Мы берем курс на Читу.

Улан-Удэ - Петровск- Забайкальский - Чита

Если вы женщина, попробуйте ответить на один вопрос, у вас дети, имение, и любимый мужчина и вдруг возникает выбор : либо этот самый любимый мужчина либо все остальное.

4(6).jpg

Наверное это самый главный вопрос, который возникает на отрезке Улан-Удэ –Чита, если вы – женщина, проще, если вы - мужчина, но тоже стоит задумать о своих поступках . Фантастически е ландшафты, относительно пригодный асфальт, но это тема декабристов, на которую указывает указатель - Петровск- Забайкальский. Определяет тему этого отрезка нашего пути. Наверное каждый, независимо от того, какими мотивами он движим ,пробираясь по трассе М-55 просто должен заехать сюда для того, что бы ответить для себя на ряд принципиально важных вопросов в своей жизни. Декабристы. Мы все узнавали о них из курса средней школы, но никогда мы не понимали всю трагедию этих конкретных судеб, до тех пор, пока не оказывались здесь. 71 человек, 71 представитель лучших фамилий России и 10 женщин, которые пошли за ними ради весьма умозрительной, как сейчас кажется, цели. Трагедия? Унижение? Самореализация? Эгоизм? Счастье? Окажитесь здесь - попробуйте сами ответить.

А где теперь найти таких Муравьёву, Трубецкую? Кажется, они забрали собой в могилы частичку той любви, которую могли испытать те женщины. Прямая, широкая Дамская улица заканчивается памятником семье Трубецких, они как будто вопреки прошлому возвышаются над очередным, теперь похожим на многие, городком.

Трасса «Амур». Отрезок Чита –Сковородино.

5(2).jpgВот и трасса «Амур» затягивает в горизонт сумасшедшими пейзажами, рассветной дымкой и гладким асфальтом. Казалось домчать до Хабаровска можно в один присесть, зная не по наслышке, а из прошлых экспедиций, что дорога тут отличная. Всего 4 месяца назад по ней ездили на Сахалин и Jaguar / Ягуар с дорожным просветом 8 см и на супер низкопрофильной резине Michelin Pilot насчитал всего два или три подброса, а сегодня Subaru Outback / Субару Аутбэк и Subaru Forester / Субару Форестер работали не жалея подвески - вся трасса превратилась в череду ям и «трамплинов». Да, трасса не такая позитивная, как могла показать по началу: на протяжении всего пути встречаются «ловушки» для автомобилей с отказавшими тормозами, но представить как в них попадет ,например, фура было страшно –заезд в них сделан так, что пролететь мимо ничего не стоит! Вечерело и мы вдруг заметили на встречной полосе автомобиль Skoda Fabia с разбитым передком. Впринципе ситуация бональна - федеральная трасса, теоретически должны быть заправки, через какие то км по ГОСТу, с нормальный асфальтом, хорошо очищенным от снега, опять же по ГОСТу, с отбойниками и разметкой, но увы, на распиаренной трассе стоит человек без бензина, без колеса и без связи. Наивный человек …

И вот результат: прицепился к дальнобою, занесло, сидит в отбойнике. Расстояние между бензоколонками увы не всегда у нас соответствует объемам баков. Конечно, самое обидное, что до ближайшей колонки оставалось всего три км. Конечно мы съездили … Конечно мы привезли … но мы не Дед Морозы и не Чызхаан и потеряные сутки ожидания бензина и тем более ремонт машины, влетевшей в отбойник, Саше компенсировать мы не смогли. Мораль проста- включай мозги! А ведь наша поездка на Jaguar / Ягуар нам показалась окончательной и безусловно тестом дороги…

До темна преодолевали трамплины «Амура» и заночевали в придорожном отеле в 30 км от города Сковородино с мыслями о Якутии, которая ждёт нас завтра.

От Сковродино до Нерюнгри

6(9).jpg

Выехав из Сковродино в сторону Якутска по идеальному асфальту Вы попадете на обсолюбно европейскую развязку, (потому что, красиво развернувшись по «бабочке» в которую вложены миллионов сто рублей ) Вы попадете на грунтовку по которой Вам предстоит пилить почти 2000 км до Якутска и это называется федеральная трасса Лена ! Парадоксы понятий, игра формулировок . Федеральный…. Трасса… А нам все равно ехать - обзови как хочешь, то ли дорога, то ли направление . Говорят, очень скоро сюда будут брошены нереальные нано- дорожные технологии, но пока мы едем по тому,что имеем . Как ехали пять лет назад на Mazda BT-50 / Мазда BT-50, три года на Mercedes-Benz ML, два года на Mazda3 / Мазда3, а сейчяас на Subaru Forester и Outback. Всё то же, все те же. Хорошо, что снегу навалило и забило дыры в нещадно ухабистой грунтовке! Федеральной ( с большой буквы ) Трассы ( с большой буквы) Лена. Горные ландшафты, температура - 27, золотой прииск в городе Соловьевск -главная примечательность этого отрезка пути. Здесь за 143 года добыто 217 тонн золота из 648 млн. куб. м горной массы и в это легко поверить увидев прииск своими глазами! Как итог: ни реки ни поселка, километры растерзанной, изнасилованной людьми в поисках золота реки, обвалившиеся двухэтажные бараки и гордый монумент почетами и безумно дешевый китайский ресторан.

Снова беда с заправками то и дело отсутствует 95,а то и 92 бензин …. Заправляемся на каждой заправке, ведь север дело не шуточное - лучше перестраховаться! Привыкнув к виду «доисторических» заправок удивились, встретив большую красивую с ценником 35 руб за литр 95 ого колонку на въезде в Нерюнгри!

Нерюнгри- Нахот- Алдан

7(2).jpgНа повестке дня посещение термальных источников и всего 250 км пути до Алдана. В Алдане мы были довольно поздно ,часов в 10, но виноваты в этом вовсе не только убитые гравийные дороги Федеральной (убитой и единственной!) трассы и серпантин, а пейзажи пригорода Нерюнгри. Это не возможно было не снимать- чего только стоила дорога уходящая от трассы на источники! Вот мы и в сказке! Вот тут то засверкали бока наших авто на фоне пушистых деревьев, отражая северное солнце красочными рисунками! Много снимали по дороге в Нахот и из Нахота, большую часть времени выделенного на путь до Алдана мы отдали съемкам! И тут лирическое отступление - чем дальше уходишь от Москвы, тем меньше тебе хочется слышать образцы столичной терминологии: офис, парковка, аква парк. Но вот именно здесь мы столкнулись с антиподом последнего неологизма. Минус 35 и открытая вода, но туда можно нырнуть, а самое главное- удовольствие не дорогое, а впечатлений на весь дальнейший путь и даже дольше! Волосы становятся белыми от инея, в то время как остальное тело погружено в полезную воду с температурой 30 градусов! Экстрим конечно, но удержаться и не поплавать в таком месте всей нашей команде было сложно! Ууух, последний нырок в горячую воду и бегом через весь двор в теплую раздевалку, думая лишь о том, что бы не поскользнуться на обледеневших ступенях! Не заметили как стало темнеть, но от зрелища Якутских закатов, ну и температуры по коже пробегали мурашки.

А еще сегодня на трассе познакомились с ребятами из московской компании занимающейся строительством дорог на данном участке, которые тепло приняли нас в своем лагере на вкусный ужин! Теплое и доброе напоминание о Москве, что может быть приятней таких добрых знаков, на далекой Северной земле!? Дорога ухудшалась, ночь опускалась неумолимо и мы прибыли в Алдан-сегодня ночуем здесь!

Алдан- Якутск

Да уж, гостиница- «Якутия» не приятное место, хоть номера здесь и уютные, а за выставленные за дверь китайские тапочки честно воняющие фенолом - получили от руководства (мужчина лет сорока, будто ворвался в холл из лихих девяностых) что-то вроде : -«что, москали, тапочки вам наши не понравились, сейчас вылетите отсюда со своими машинами …» и т.д. В общем, выезжали из города не оглядываясь, на встречу восходу. Восход в Якутии зрелище поражающее красками – оттенки голубого, белого и оранжевого - когда солнце чуть поджигает верхушки пушистых заснеженных сосен и елей получается такой волшебный оранжевый цвет и деревья сверху похожи не то на кораллы, не то плюшевые лапы, но это самые настоящие елки и снег.

8(3).jpgСегодня по всей стране проходят выборы в государственную думу Российской Федерации и один из участников экспедиции, наш Олег Гнусаев, проявил особенную ответственность и привез из Москвы открепительный талон, что бы проголосовать. А проголосовать удалось в первом населенном пункте на нашем пути с момента открытия участков – поселке Улуу. Забавно, что в школе, где находится участок, учится всего 7 человек, а название поселка с местного языка переводится как - Великий.

До Якутска сотня, нос отморожен, руки тоже, а выпускать фотоаппарат из рук все равно не хочется: на переправе через Лену - торосы! Разъезжаемся с УАЗиками, буханками - из окон северные улыбки с мобильными в руках - снимают нас… Не мы их, а они нас! Еще пол часа и стемнеет, боимся не успеть увидеть город! Но на въезде румяные щёки Андрея Леонтьева и Елены – встречают нас! Лена, потрясающе скромная якутская девушка (как потом выясняется, участница Первой Женской Автомобильной кругосветки, но об этом позже!) Не долго решали как поедем : через город или объездную. Конечно через город ! Вот таким кажется Якутск был, когда его осваивали первые горожане, а за перекрестком новостройки обсыпанные разноцветными панелями – антидепрессантами! Промзона, кинотеатр – после пустынных трасс Якутск кажется мегаполисом! А вот наш главный сюрприз – Чочур Муран (этнографический центр)! Вот это да, настоящий дворец! Окружен ледяными изваяниями и встречает задорным лаем собак! Настоящих, северных гоночных собак! Не верится, что у нас будет возможность остаться в нем и заночевать, но мы здесь и не верим своему счастью! Обязательно посетите это место, если окажетесь рядом, хотя оно и стоит того, что бы приехать специально! Побывав на шаманском обряде, отведав вкуснейшего чира в виде строганины сидишь и понимаешь, как же тебе, черт побери, повезло здесь находиться!

Якутск - Хандыга - Тамтор - Оймякон

9(5).jpgПуть к «цели» из Якутска начинается с ледовой переправы через реку Лену в месте, где её ширина достигает 19 км. Впечатляет размах сибирских речек, притом, что здесь – не самое широкое место на Лене. Ниже по течению расстояние от берега до берега достигает в некоторых местах 60 (!) километров. Это официальный зимник, со своими полосами движения в каждую сторону, дорожными знаками, километровыми столбами. Но, чтобы выйти на этот ледовый автобан, надо практически выехать из города в порт, откуда летом ходит паром. Так что не удивительно, что прямо из центра города, с набережной, уходит альтернативный, неофициальный зимник… который местами оказывается ничуть не хуже «большой» дороги, но гораздо ее короче! Ближе к противоположному берегу они сливаются, и выезд на трассу Колыма один. Не промахнуться, не заблудиться… «Колыма»… Великая, и безумно красивая дорога. Но страшная в прямом и переносном смыслах слова дорога. Выезжая на «отот» берег, многие местные выключают музыку. В память о тех, кто остался здесь навсегда. Стоит помнить о том, что дорога построена в прямом смысле слова на костях. Это и узники и ГУЛАГа и вольнонаёмные рабочие, желающие «откосить» от фронта, а позже писавшие заявления с просьбой отправить их в окопы. Риск погибнуть от пули был более призрачен, чем казавшаяся неминуемой гибель здесь – от страшных морозов и нечеловеческих нагрузок. Тех, кто испускал дух, закапывали в подушку дороги: хоронить в условиях вечной мерзлоты нереально. Так что «на костях» - это не образ, это страшная реальность. Но дорога была нужна – ее строили для доставки помощи по программе ленд-лиза, которая приходила по безопасному Тихоокеанскому пути. Так что трасса Колыма - это не просто дорога, но и живой памятник эпохе и безвестным людям, оставшимся в этой навечно промерзшей породе.

Последний раз ребята из LAV Productions ездили тут в марте. И с марта Колыма радикально изменилась, работа над улучшением трассы идёт полным ходом. Дай бог, «кресты» -напоминания о жертвах Колымы, перестанут прибавляться, уж больно много их здесь сегодня. И страшный титул Дороги смерти, уйдет в историю. Инфраструктуры по-прежнему нет и, чтобы не попасть впросак, заправляемся по-прежнему на каждой заправке. Субарики едят 92-ой без проблем - качество топлива в этих краях высочайшее. Топливо здесь жизнь и с ним здесь не шутят.

9(9).jpgСамой опасной дорогой СССР, а затем и России, всегда считался Чуйский тракт, идущий через Горный Алтай к Монгольской границе…, хотя, наверное, по числу опасных поворотов и крутизне обрывов Колыма не уступает, да и температуры здесь совсем не детские – перепады от летней жары до страшных морозов здесь больше, чем на Алтае. Ведь именно трасса Колыма проходит в непосредственной близости от полюса холода…

Перед Хандыгой пересекаем реку Алдан. В том числе на сноуборде. Кажется, я и оператор Андрей Белов были первыми людьми, кому пришло в голову преодолеть ледовую переправу через одну из самых суровых сибирских рек таким образом, недаром дорожники, починявшие на морозе в -44 грейдер, смотрели на нас как на инопланетян или сумасшедших.

Вот это да! Горы настоящие, высокие белоснежные, красивые – Верхоянский хребет открылся на горизонте! Теперь сложно оторвать взгляд от лобового стекла и правую руку от кнопки спуска на фотоаппарате! Одно из чудес Колымы - такие вот гиганты высотой не меньше 3000 метров. Дальше ждут прижимы - «желтый» и «черный». Сказать, что дух тут захватывает - ничего не сказать. Но в горле застывает ком при виде очередного креста над обрывом в несколько сотен метров. Сейчас дорогу активно расширяют и спрямляют, строят новые мосты взамен деревянных, образца 1942 года. Правда, асфальта, скорее всего не будет, Колыма по-прежнему останется грунтовой. Говорят, что при годовых перепадах температуры в 100 с лишним градусов, асфальт не живет. Кстати, на стройке работает современная европейская техника, но население в основном эксплуатирует Уралы и полноприводные Камазы. «Китайцев» практически нет…

92(3).jpgИ всё-таки Subaru / Субару здесь как в своей тарелке. И кажется, к финишу мы немного расслабились, а ведь по опыту известно - жди неприятностей в конце пути. К сожалению, так оно и произошло. Конечно, сработала совокупность факторов: недосмотр команды, усталость, которую активно скрывал водитель, желая вопреки всему доехать до финиша за рулем, и отсутствие опыта вождения при таких низких температурах, когда шины радикально меняют свои характеристики. И несмотря на безупречную работу систем ABS и ESP, законы физики обмануть невозможно, Subaru Forester / Субару Форестер оказался в кювете. Вот они и приключения. Вот такая она - Колыма. Слава богу, здесь не бросают, и помощь пришла – водитель проезжавшего Урала якут Илья стал нашим спасителем. Через пять часов, упавший с 10 метровой высоты Subaru Forester / Субару Форестер, был готов передвигаться своим ходом! Разве что передний бампер разлетелся как стекло, в такую погоду это не удивительно, ведь в ту ночь в Оймяконском районе было, как мы потом узнали -58! На наших Субариках градусники не знали температуры ниже –30, так что смотреть на термометры было бесполезно. Ни рулевая, ни мотор, ни коробка - не пострадали! Ночь выдалась тяжелой, но до стелы «Полюс Холода» мы добрались. «Почему стела находится здесь, в Томторе?» – с этим вопросом наша команда отправилась ко сну...

Томтор - Оймякон

93(3).jpgС утра пораньше не терпелось узнать, в чем же все-таки дело, почему стела Оймякон - Полюс Холода встретилась нам раньше самого поселка Оймякона, в Томторе? Разобраться в этом нам помогли в Томторском краеведческом музее. Нам рассказали, что температура -71,2 была математически вычислена геологом Сергеем Владимировичем Обручевым в 1926 году. Имя Оймякона получило больший резонанс, по-видимому, из-за того, что Оймяконскими именуются здесь крупные физико-географические объекты, и некоторые службы и организации, носящие наименование «Оймяконские», расположены на самом деле в Томторе. Близ Томтора — Оймяконский аэропорт, Яно-Оймяконское нагорье, Оймяконское плоскогорье, Оймяконская впадина. В Томторе (в Томторе, а не в Оймяконе!) находится и знаменитая Оймяконская метеорологическая станция, где 6 февраля 1933 г. была зафиксирована и документально подтверждена рекордно низкая для этих мест температура — минус 67,7 °С. Эта цифра на одну десятую градуса выше верхоянской. Томтор, кстати, — село более крупное, здесь 1,5 тыс. жителей, тогда как в Оймяконе — лишь около 800.

С полюсом холода разобрались, осталось главное: встретить Чысхаана и передать ему, наконец, подарок из Великого Устюга! Знаменитая пещера Чысхаана - повелителя здешних холодов, а по-нашему Деда Мороза, находится в пяти минутах езды от Томтора. Мы проделали путь около 10 000 км, и к этому моменту повидали немало красот, по настоящему чарующих мест, но не были готовы к подобному волшебству: за входом в пещеру открывался ход, от пола до потолка покрытый кристаллами льда и гигантскими снежинками. Ход вел в небольшие комнаты, где в разноцветном свете переливались ледяные фигуры. Снежинки хотелось забрать собой, к статуе по-детски прикоснуться языком и заполнить фотографиями карту памяти, забыв про возраст и время. Зажмурив белоснежные от мороза ресницы, радостно зовём - «Чысхаааан, выходиии». Вопрос отражается в ледяных стенах и затихает не дождавшись ответа…

Дааа, вот это дела! Пропал Чысхаан, надо искать!

P.S.

Морозное якутское утро взрывается звонким лаем собак! По озеру, поднимая клубы блестящих снежинок, несутся восемь якутских лаек и четыре почти сказочных оленя! Летят в сторону Царства Вечной Мерзлоты сани Деда Мороза! На сверкающих Subaru / Субару мы следуем за ними. Сегодня Чысхаан ждёт гостей в своей «столичной» пещере и на повестке дня торжественное открытие Якутской резиденции Деда Мороза и обмен подарками!

93(1).jpgНе обнаружив Чысхаана в окрестностях Оймякона, мы поспешили узнать у местных жителей, куда же он подевался. Оказалось, что мы разминулись с ним где-то по дороге – значит, держим путь на Якутск! Вот таким волшебным образом мы задержались в сказочной далекой Якутии еще на пару дней, нашли и встретились с морозной легендой - Чысхааном!

Мы побывали на «Полюсе Холода», разыскали Чысхаана, проделали большой и сложный путь, и у нас всё получилось! И это добрый знак в преддверии наступающего Нового Года!

93(8).jpgИ еще, самое главное, – когда мы уезжали в Якутию, многие «умные» и «опытные» люди нам советовали протянуть брезент под днищем машины, приклеить вторые стекла, налить спирта в тормозную жидкость и еще какую-то дрянь в топливные баки… Мы намеренно отказались от этого якут-тюнинга, и, к удивлению многих местных, у наших Subaru / Субару вращались колеса, тормоза тормозили, в салоне было тепло, и передние стекла не обмерзали. Мы еще раз доказали, что на абсолютно стандартном автомобиле можно не только проехать по России из конца в конец 12500 км, но и заехать в самое холодное место на Земле, где постоянно живут люди.

Стоимость владения и характеристики
Автомобиль
Автомобиль Subaru Outback
Комплектация
Комплектация 2.5i MT6 (BA)
Двигатель
Двигатель 2.5 Бензиновый
Мощность, л.с.
Мощность, л.с. 167
Средний расход бензина на 100 км, л
Средний расход бензина на 100 км, л 8,0
Трансмиссия
Трансмиссия Механическая 6-ступеней
Межсервисный пробег, км
Межсервисный пробег, км 15 000
Гарантия
Гарантия 3 года или 100000 км
 
Цена нового автомобиля
Цена нового автомобиля 1 454 200 руб
Стоимость ТО-1
Стоимость ТО-1 8 000 руб
Стоимость ТО-2
Стоимость ТО-2 17 500 руб
Стоимость ТО-3
Стоимость ТО-3 8 000 руб
Стоимость ТО-4
Стоимость ТО-4 20 650 руб
Транспортный налог за три года
Транспортный налог за три года 22 545 руб
КАСКО за три года
КАСКО за три года 362 059 руб
ОСАГО за три года
ОСАГО за три года 15 840 руб
Расходы на топливо за три года
Расходы на топливо за три года 182 400 руб
Итого расходов
Итого расходов 2 091 194 руб
Остаточная стоимость автомобиля (3 года)
Остаточная стоимость автомобиля (3 года) 942 322 руб
Cтоимость километра пробега*
Cтоимость километра пробега* -
Затраты на эксплуатацию в год**
Затраты на эксплуатацию в год** 212 331,33 руб
Затраты на эксплуатацию в месяц**
Затраты на эксплуатацию в месяц** 17 694,28 руб
Дата заполнения таблицы
Дата заполнения таблицы 24.07.2012
*- Общие расходы минус остаточная стоимость, деленные на суммарный пробег 60000 км
**- Не учитывается цена автомобиля; Учитывается ТО,ОСАГО, КАСКО, транспортный налог и бензин
Технические характеристики:
Кузов
Тип кузова Внедорожник
Число дверей/мест 5/5
Длина, мм 4560
Ширина, мм 1780
Высота, мм 1700
Дорожный просвет, см 21.5
Объем багажника, л 387/1660
Двигатель
Тип двигателя Бензиновый
Объём двигателя, л 2.0
Мощность двигателя, л.с. 150
Трансмиссия
Коробка передач МКПП 5-ступ.
Привод Полный привод (4х4)
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 185
Время разгона 0-100 км/ч, с 10.7
Расход топлива
В городском цикле 10,6
В загородном цикле 6,7
В смешанном цикле 8,1
Кузов
Тип кузова Универсал
Число дверей/мест 5/5
Длина, мм 4775
Ширина, мм 1820
Высота, мм 1605
Дорожный просвет, см 20
Объем багажника, л 526/1726
Двигатель
Тип двигателя Бензиновый
Объём двигателя, л 2.5
Мощность двигателя, л.с. 167
Трансмиссия
Коробка передач МКПП 6-ступ.
Привод Полный привод (4х4)
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 201
Время разгона 0-100 км/ч, с 9,6
Расход топлива
В городском цикле 11,7
В загородном цикле 6,8
В смешанном цикле 8,6

Отзывы

Марка / модель Год Двигатель / КПП Кузов Пробег Оценка Дата
Subaru Forester (2011) 2015 Бензиновый / AT Кроссовер 130000 5 21.03.2017
Михаил, водительский стаж с 2004 г.
Достоинства: турбодвигатель на 230 л.с., проходимость, возможность подстроить автомобиль под себя
Недостатки: шумка
Что ломалось: задние подшипники (меняются со ступицей), радиатор.
Опыт обслуживания: сервисы специализирующие на субару
Предыдущий автомобиль: субару легаси В4
Стоит ли этот автомобиль своих денег? — да
Subaru Forester (2011) 2011 Бензиновый 2.0 / AT Универсал 66000 3 08.02.2015
Алексей, водительский стаж с 1998 г.
Достоинства: Проходимость, управляемость.
Недостатки: Шумоизоляция, расход топлива, динамика разгона, качество официального сервиса.
Что ломалось: На 45 тыс. треснуло стекло, в официальном сервисе цена вопроса - 56000 рублей. На 66 тыс. потекло масло из под нижней крышки распредвалов. Стоимость ремонта очень велика, так как снимается в данном случае весь двигатель. На начало 2015 в официальном сервисе цена вопроса - 72000 рублей.
Предыдущий автомобиль: Mazda 6, Toyota RAV4, Audi A4, VW Passat, Toyota Camry, Hyundai Accent, Lada 20183
Стоит ли этот автомобиль своих денег? — нет
CENTER_PARTNER
CENTER_PARTNER_MOBILE