Суббота, 16 Декабря

Тест-драйв Jaguar XJ 2009 и Land Rover Freelander 2 2010

12 Декабря '11
Ледяная встряска

Ледяная встряска

Три с половиной часа на «Аллегро», сорок минут на автобусе до аэропорта Ванта, час десять на самолете да Равоалины — заснеженной родины Санта-Клауса. Пару дней назад, по слухам, здесь было минус 20. Да и сейчас сухой морозец после теплого Хельсинки заставляет поежиться. Оно и неудивительно: Заполярье! 

- А мы еще не приехали, - сообщают нам на выходе организаторы. - 280 километров и мы на месте. Рассаживаемся по машинам!

DSC_4753_resize.jpgЗимний курс Land Rover-Jaguar на этот раз решили провести в погруженной в вечные сумерки Иволе — на самом краю в Финляндии, откуда рукой подать до Мурманска. Совсем недалеко находится испытательный полигон Nokian Tyres и знаменитое озеро Папасярви. Однако площадкой был выбран небольшой, но уютный Action Park — тут вам и прокатный зимний картинг, и обледенелые прямяки для змеек, и отчаянный круг для вращения в контролируемом заносе, и несколько поодаль посреди сосен - трехмерный раллийный спецучасток. Так вот как коротают зимние вечера горячие финские парни!

Зима, правда, еще по-настоящему и не начиналась. Слой снега — каких-то два-три сантиметра, и потому овраги по краям трассы загадочно зияют чернотой. Да и мороз в Лапландии продержался, увы, недолго. Уже утром выяснилось, что чудесные, словно с открытки, покрытые инеем деревья оттаяли, и на термометре установился скучный ноль — совсем как в Питере или Москве. То и дело начинал идти мокрый снег, небо заволокло серыми тучами. Рассветало с трудом — каждую неделю в этих широтах убывает по 6 минут светового дня.

Нашу группу — человек двадцать или около того — поделили поровну. Кто-то сразу же отправился осваивать азы скольжения на четырех ведущих колесах на трассу Land Rover / Ленд Ровер, однако я предпочел попытать счастья на заднем приводе.

DSC_5577_resize.jpg-Отличный выбор! Все присутствующие знают толк в автомобилях! - улыбнулся собравшимся ведущий инструктор Jaguar Experience Егор Васильев. - У нас сегодня много работы. После двух начнет темнеть, так что нужно поторопиться. Нам повезло с условиями: сегодня хороший зацеп, так что скорости будут. К сожалению, ДТП возможны...

Раз так говорит мастер спорта и неоднократный призер Чемпионатов и Кубков РФ по авторалли — надо прислушаться. Впрочем, утомлять вступительными речами нас, к счастью, не стали. Уже спустя десять минут каждый занял место в приглянувшемся ему «Ягуаре». Я скромничать не стал и сразу же направился к кабриолету Jaguar XK-R. «Везет тебе!» - проводил меня Илья Фролов из «Автопилота». Я был того же мнения, но поначалу, оказавшись на водительском месте, ощутил непонятной природы робость. «510 лошадиных сил, лед... А вдруг не справлюсь», - пронеслось в голове, но я отогнал эти мысли, сосредоточившись на настройке органов управления. Благо, про правильные посадку и хват я наслышан.

DSC_6065_resize.jpgВ каждой машине уже лежало по рации, а инструкторы равномерно выстроились по двум трассам. Первая рабочая зона — со снежным покрытием, вторая - со льдом.

- Обратите внимание, - объяснял Егор Васильев по рации из белого Jaguar XJ / Ягуар XJ, который динамично передвигался по трассе все время занятия, следя за каждым участником, - скорость выполнения одних и тех же упражнений на разных покрытиях — разная.

DSC_4614_resize.jpgПервое, что нужно сделать, оказавшись за рулем мощного автомобиля на незнакомом покрытии, - прочувствовать его. Как? Оптимальный прием: разгон и тормоз в пол. Причем разгон на скользком покрытии — вещь далеко непростая. Если система стабилизации включена — при перегазовке машина просто не поедет. Если выключена — не поедет тоже, но по другой причине. Работать газом нужно ювелирно, наращивая усилие на педали постепенно. А вот тормозить - как раз ударом по педали. Да так, чтобы остановиться ровно в створе.

- Не подгоняем результат под ответ! - настойчиво доносилось из рации. - Девятый номер — слишком поздно, слишком поздно. Попытайтесь почувствовать лед, не бойтесь экспериментировать...

Я стараюсь, но получается не всегда. А ведь порой бывает так, что, не освоив такой базовой вещи, как разгон, автомобиль не сдвинуть с места. За ужином нам рассказали, как одного покупателя Jaguar / Ягуар пришлось «запускать дистанционно»: сев за руль мощного заднеприводного автомобиля зимой, незадачливый автовладелец со всей силы жал на педаль газа и не мог сдвинуться с места на протяжении получаса...

И действительно, контроль над машиной возможен тогда, когда есть понимание. Совсем как в дрессуре: вначале нужно убедить животное, что хозяин тут именно ты, а не оно, — это важнейшая часть всего процесса. Собственно же на отработку команд времени зачастую уходит меньше.

Следующий этап тренинга — прохождение змейки: сначала со скольжением передней оси на ровном газу, потом — с подключением педали акселератора. Простые с точки зрения «сухой теории» вещи на скользкой трассе моментально обретают вполне осязаемый смысл. Чуть повернул руль на больший угол — тут же машина перестает поворачивать. Распрямил руль — и машина снова управляется. Чудо!

Чуть позже к делу подключается акселератор, который на снежном и ледяном покрытии подчас лучший помощник, чем рулевое колесо. Чуть-чуть обозначил поворот, качнув рулем, и аккуратно довернул машину газом. Само собой, предварительно систему стабилизации нужно полностью отключить — для этого кнопку придется удерживать не менее 10 секунд. Как ни странно, после нескольких попыток в таком режиме, если все исполнять правильно и своевременно, машина становится даже послушнее!

DSC_4888_resize.jpg- Мягче, мягче работай педалью! - то и дело звучало в рации. - И все делай заранее — до входа в поворот!

Главное в этом деле — синхронность работы рук и ног. Егор Васильев даже несколько раз повторил: почувствовать машину — значит стать с ней одним целым. Иными словами, мозг отдает команды телу, а тело — машине, и все это происходит синхронно, без пауз. «Подружить» голову с колесами на самом деле не так уж сложно, главное — тренировка. Поэтому при первых попытках всех нещадно разворачивает. К тому же машины «обуты» хоть и в зимнюю, но нешипованную резину — на снегу еще ничего, а вот лед с такими колесами ошибок не прощает: на заднюю ось приходятся все 515 Нм крутящего момента...

После обеда происходит обмен машинами — пересаживаюсь на огромный Jaguar XJ / Ягуар XJ. Впечатления смешанные: если на «квадрате» этот автомобиль отлично доворачивает газом, срезая те углы, которые нужны, и аккуратно объезжая конусы, то на змейке «чистой» рулежки уже не получается: все время нужно корректировать результат. «Попробуй работать рулем с меньшей амплитудой», - подсказывает голос в рации. Я стараюсь, но...

Самое интересное — ритмический занос. Вот уж где начинается интенсивная рулежка. Признаться, именно тут начинаешь радоваться, что оказался в длиннобазном автомобиле — коллеги на коротких Jaguar XK / Ягуар XK вспотели насквозь уже после нескольких попыток. Выставить в занос купе — еще ползадачи, ритмический занос нужно поддерживать, а значит — активно и, главное, синхронно работать рулем и акселератором. Чуть-чуть недокрутил - машина стабилизировалась, чуть перегазовал — разворот...

DSC_6091_resize.jpgНу а на закуску — полицейский разворот, которому, по словам опытного инструктора, за 3 минуты можно научить даже блондинку, вчера севшую за руль. «Тут все просто: разгоняемся задним ходом, ставим селектор в «нейтраль», резким движением выкручиваем руль в любую сторону, и машину начинает разворачивать. Возвращаем руль в нулевое положение, переводим селектор в положение Drive. Вуаля». И действительно, получаться начинает достаточно быстро. Главная сложность — не перекрутить руль. Для этого нужно четко отсчитать сначала два оборота в одну сторону, затем — ровно два в противоположную. И не сбиться, конечно...

DSC_4935_resize.jpgУже на вечернем брифинге Егор Васильев признался: данный тренинг — скорее сборный микс, нежели какая-то определенная программа из трех стандартных курсов («Ознакомительный» новоиспеченные владельцы Jaguar / Ягуар получают в подарок, а «Базовый» и «Продвинутый» доступны за отдельную плату). Пяти часов просто не хватит, чтобы по-честному отработать каждое из упражнений, а вот дать общее представление вполне можно. К тому же главное вкатиться в лед и понять общие принципы, а уже затем оттачивать конкретные навыки в разных условиях. А они, уже поверьте, всегда буду разными, благо на следующий день столбик термометра поднялся до плюс 2 по Цельсию, снег исчез вовсе, а лед стал скользким, как мыло, и вчерашняя трасса очень мало напоминала себя.

Впрочем, на второй день поменялась и техника. Пришел мой черед осваивать полный привод, а те, кто вчера боролись со льдом на «Эвоках» и «Фрилендерах», оказались за рулем моноприводных Jaguar / Ягуар. Признаться, покорять ледяные трассы на внедорожниках мне совсем не хотелось — оптимальнее всего было бы сосредоточиться на чем-то одном. Тем более, что в приватных беседах инструкторы команды Jaguar Experience – все как один опытные спортсмены – подчеркивали: принципы движения для разных типов привода — одни и те же. Разница – незначительна и сводится к нюансам, гораздо важнее освоить саму физику движения.

DSC_4553_resize.jpgПравда, на льду полноприводными машинами управлять значительно интереснее. А главное — проще. По крайней мере, за рулем «Фрила» я просто физически ощутил, как умная электроника старается компенсировать все мои ошибочные действия на змейке. И если накануне было не до очков-голов-секунд — главное было удержать автомобиль от заноса и не вылететь бумерангом в канаву возле трассы, то за рулем Land Rover довольно быстро начинаешь ощущать контроль над ситуацией. Хочется пройти змейку в разных режимах системы Terrain Response, не зацепить конус, максимально поздно оттормозиться на переставке...

DSC_4643_resize.jpgГвоздь программы — ледяной круг, в котором, по идее, нужно тренировать движение в контролируемом заносе. Прошел один круг — хорошо, а два или три — вообще отлично. Однако погода явно не благоволила для таких экзерсисов. Покрытие стало очень неравномерным: местами лед, местами — снежная каша. Из-за разницы в сцеплении справиться с машиной стало трудно, но я пытался и честно одолел один круг.

Как выяснилось, в этих условиях поведение двух компактных кроссоверов – Range Rover Evoque и Land Rover Freelander — существенно различается. «Рейндж» острее, грубее, мощнее, тогда как «Фрилендер» - более прецизиозный и, на мой вкус, более интересный в плане активной рулежки. Он потребует большей концентрации, но если перейти с ним «на ты», станет настоящим товарищем. Evoque – представитель более молодого поколения: «на вы» он вообще не умеет, вроде бы всем и друг, и брат, но — до определенных пределов.

Увлекшись ледяным аттракционом, я как-то и позабыл о том,что впереди еще традиционная внедорожная программа. Специальной трассы в Иволе нет, однако найти подходящий участок — не проблема. Каюсь, на этот раз я решил действовать самостоятельно и отбился от коллектива. Дело в том, что совсем недавно я как раз изучал внедорожные возможности нового Range Rover Evoque / Рэйндж Рофвер Эвок на специально оборудованном полигоне Land Rover Experience под Петербургом, и полученные знания еще не выветрились у меня из памяти. Так что прокатившись по обледеневшему допу с одним из самых опытных инструкторов школы Land Rover Experience Дмитрием Игоревичем Верещаком (до 1995 года он работал на полигоне НАМИ), я отправился на трассу «Ягуаров», где работал вчера.

И, к счастью, не прогадал. Буквально за сутки трасса преобразилась: от снежной части не осталось и следа. Кругом лед — да какой! Скорости, разумеется, упали, а вероятность ошибки — возросла. Но даже в этих условиях я почувствовал, что выполняю большинство упражнений лучше коллег. Один день наката — но разница налицо, несмотря на изменившиеся погодные условия... Кто сказал, что задний привод не для зимы?

DSC_4560_resize.jpgСкажем так, лед выступает чем-то вроде лакмусовой бумажки. Видно все: и мастерство водителя, и возможности автомобиля, и недостатки резины. К резине, кстати, вопросы остались: на снегу «липучка» практически идеальна, а вот на льду...

- Нельзя сочетать несочетаемое, - прокомментрировал эти наблюдения Дмитрий Верещак. - Если машина отлично чувствует себя на какой-то зимней резине на трассе, она будет хуже управляться на глубоком снегу. И наоборот. Это лишь вопрос компромисса и осознанного выбора. Те же шипы — да, они лучше проявляют себя на таком покрытии, но на асфальте, безусловно, проигрывают. А часто ли в Москве образцовая гололедица?

И ведь не поспоришь!

Подробнее ознакомиться с различными программами курсов Jaguar и Land Rover Experience, а также записаться на них можно по ссылкам:landroverex.ru, jaguarex.ru.

Григорий Храбров
Стоимость владения и характеристики
Автомобиль
Автомобиль Range Rover Evoque Coupe Range Rover Evoque
Комплектация
Комплектация Dynamic + Металлик Pure + Металлик
Двигатель
Двигатель 2,2 Дизельный 2,2 Дизельный
Мощность, л.с.
Мощность, л.с. 190 190
Средний расход бензина на 100 км, л
Средний расход бензина на 100 км, л 5,0 6,5
Трансмиссия
Трансмиссия Механическая 6-ступеней Автоматическая
Межсервисный пробег, км
Межсервисный пробег, км 12 000 12 000
Гарантия
Гарантия 3 года или 100000 км пробега 3 года или 100000 км пробега
 
Цена нового автомобиля
Цена нового автомобиля 2 809 500 руб 2 189 500 руб
Стоимость ТО-1
Стоимость ТО-1 13 187 руб 13 187 руб
Стоимость ТО-2
Стоимость ТО-2 16 991 руб 16 991 руб
Стоимость ТО-3
Стоимость ТО-3 13 187 руб 13 187 руб
Стоимость ТО-4
Стоимость ТО-4 16 991 руб 16 991 руб
Стоимость ТО-5
Стоимость ТО-5 13 187 руб 13 187 руб
Транспортный налог за три года
Транспортный налог за три года 19 950 руб 19 950 руб
КАСКО за три года
КАСКО за три года 570 123 руб 747 870 руб
ОСАГО за три года
ОСАГО за три года 44 478 руб 38 918 руб
Расходы на топливо за три года
Расходы на топливо за три года 114 000 руб 148 200 руб
Итого расходов
Итого расходов 3 631 594 руб 3 217 981 руб
Остаточная стоимость автомобиля (3 года)
Остаточная стоимость автомобиля (3 года) 1 820 556 руб 1 418 796 руб
Cтоимость километра пробега*
Cтоимость километра пробега* 30,48 руб 29,98 руб
Затраты на эксплуатацию в год**
Затраты на эксплуатацию в год** 274 031,33 руб 342 827,00 руб
Затраты на эксплуатацию в месяц**
Затраты на эксплуатацию в месяц** 22 835,94 руб 28 568,92 руб
Дата заполнения таблицы
Дата заполнения таблицы 21.04.2015 26.03.2015
*- Общие расходы минус остаточная стоимость, деленные на суммарный пробег 60000 км
**- Не учитывается цена автомобиля; Учитывается ТО,ОСАГО, КАСКО, транспортный налог и бензин
Технические характеристики:

Отзывы

Марка / модель Год Двигатель / КПП Кузов Пробег Оценка Дата
Land Rover Freelander 2 (2010) 2008 Дизельный 2.2 / MT Внедорожник 82 000 2 15.04.2013
Станислав , водительский стаж с 1980 г.
Достоинства: Достойный дизайн,лехкодоступность приборов,комфортный,маневренный и просто хороший
Недостатки: Куча всего все неперечислиш
Что ломалось: Стартер, сцепление,коробка,куча мелочей
Опыт обслуживания: ОФ дилер
Стоит ли этот автомобиль своих денег? — нет
Land Rover Range Rover Evoque Coupe (2011) 2011 Бензиновый 2.2 / AT Внедорожник 4000 5 20.12.2011
Андрей Васильев, водительский стаж с 1991 г.
Достоинства: Фантастический автомобиль с отличным дизайном и зодовыми качествами.
Недостатки: Формальным недостатком могу считать только не очень удобную посадку для задних пассажиров. Но из там обычно не бывает, так что все в порядке.
Что ломалось: Ничего не ломалось. Те, кто хочет что-то рассказать про "надежность" Land Rover, пускай едут покупать себе Тойоту какую-нибудь и радуются до скончания веков.
Опыт обслуживания: Официальный дилер Автопассаж
Предыдущий автомобиль: Land Rover Discovery II
Стоит ли этот автомобиль своих денег? — да
CENTER_PARTNER
CENTER_PARTNER_MOBILE