Вторник, 19 марта

Тест-драйв Toyota Prius 2009 года

6 июля '09
Toyota Prius: на батарейках с моторчиком

Toyota Prius: на батарейках с моторчиком

Мечты о том, что однажды человек достигнет полной гармонии с окружающим его миром и природой, все еще остаются мечтами. Достижение этой цели - дело благородное, но на данный момент - не совсем реальное. И чтобы все же прийти к светлому будущему, необходимо сделать первые шаги. В автомобилестроении это снижение вредных выбросов, увеличение КПД двигателей, «озеленение» производства и всего жизненного цикла машины... Однако экономические и политические законы жизни диктуют и собственные условия: многие экологические инициативы остаются невостребованными или даже вредными и для индустрии в целом, и для отдельных производителей в частности. Тем не менее, многие продолжают «работать над собой», внедряя в жизнь новые технологии, которые позволяют делать эти самые маленькие шаги к чистому и безоблачному будущему.

Toyota / Тойота занимается гибридными технологиями не первый день. Более того, именно Toyota / Тойота стала первой и пока единственной компанией, которая привезла эти продвинутые решения в Россию, пока на гибридных моделях Lexus / Лексус. Правда, экологическая польза от премиальных мощных автомобилей не особенно очевидна, не говоря уже об экономии топлива - об этом покупатель какого-нибудь Lexus LS 600h L / Лексус LS 600h L за 5 800 000 рублей задумывается в самую последнюю очередь. Тем не менее, Toyota / Тойота продолжила работу над «озеленением» автомобилей и на российской почве, в конце прошлого лета объявив о намерении выпустить на рынок новое поколение гибридных Toyota Prius / Тойота Приус. Кризис с тех пор дал повод усомниться в намерениях японского автогиганта. Но сейчас новая модель вполне готова к дебюту на российском рынке, особенностью которого является тот факт, что к экологическим параметрам машины российский покупатель проявляет минимальный интерес.

 

Презентация новой Toyota Prius / Тойота Приус проходила в Швеции, близ Стокгольма, где среди бесконечно зеленых лесов и полей организаторы проложили замысловатый маршрут. Философия Toyota Prius / Тойота Приус сильно отличается от «старших братьев» Lexus / Лексус, у которых электрический привод предназначается больше для улучшения динамических характеристик и для факта причастности владельца к современным технологиям. Toyota Prius / Тойота Приус создан для того, чтобы не словом, а делом воплощать благие намерения конструкторов и экологов, попутно снижая затраты на владение автомобилем. То есть он не стоит заоблачных денег и при этом может сэкономить своему владельцу немалые средства за счет низкого расхода топлива. Впрочем, о российской цене Toyota Prius / Тойота Приус пока говорить еще рано: продажи автомобиля должны стартовать осенью, тогда и будет определена стоимость, которая, очевидно, будет гораздо выше, чем у конкурентов-одноклассников, оснащенных традиционным двигателем внутреннего сгорания без «электромоторчика».

 

Если не вдаваться в глубокие технические подробности, то устройство Toyota Prius / Тойота Приус позволяет аккумулировать энергию, которая выделяется при торможении автомобиля, в специальную батарею, после чего приводимый в действие электродвигатель «помогает» традиционному ДВС, чем экономит топливо. Toyota Prius / Тойота Приус также может двигаться и на «чистом электричестве» в специальном режиме EV, однако скорость ограничена 50 км/ч, а полностью заряженной батареи хватает лишь на 2-3 километра. Помимо гибридного привода третий по счету Toyota Prius / Тойота Приус оснащается системой регенерации отработанных газов, что позволяет уменьшить рабочую температуру двигателя и, тем самым, снизить выбросы в атмосферу. Также доступна интеллектуальная система кондиционирования, которая может работать только тогда, когда это необходимо и включаться дистанционно с пульта. Во время стоянки салон автомобиля может вентилироваться за счет энергии солнечных батарей, интегрированных в крышу автомобиля. Но, обо всем по порядку, тем более что технологическо-экологические излишества, которыми буквально напичкан новый Toyota Prius / Тойота Приус, доедут до нашей «нефтяной республики» не в полном объеме.

 

Двигательная установка представлена в виде гибридного привода Hybrid Synergy Drive. Этот привод является «полногибридным», работающим по последовательно-параллельной схеме. Если переводить «с гибридного на русский», то это означает, что в Toyota Prius / Тойота Приус электромотор может как помогать бензиновому двигателю разгонять автомобиль, так и являться самостоятельным двигателем, превращая Toyota Prius / Тойота Приус в абсолютный электромобиль. Такой тип гибридного привода впервые появился именно на Toyota Prius / Тойота Приус, и по сей день остается единственным серийным «полногибридником». Конкуренты же используют чаще параллельную схему, когда бензиновый двигатель работает все время, а электрический лишь «помогает» или реже последовательную, когда бензиновый двигатель служит лишь генератором электричества, а привод осуществляется исключительно за счет электромоторов. При этом у всех схем есть и плюсы, и минусы, однако разработчики Prius считают, что именно их последовательно-параллельная схема является «золотой серединой», обеспечивая и максимальную экономию топлива, и минимальные выбросы в атмосферу, и полноценные динамические характеристики.

За работой гибридной установки можно следить воочию в режиме «онлайн» на панели приборов, которая расположена по центру автомобиля. Тут показаны и уровень заряда батареи, и откуда и куда в данный момент перетекает драгоценная энергия. Плюс ко всему, здесь реализован «экономайзер», который показывает, насколько экономично в данную секунду работает автомобиль. Благодаря ему можно выбрать режим движения для максимально экологического путешествия. И эта штука действительно работает! На небольшом (20 км) отрезке было решено протестировать автомобиль на минимальный расход топлива. Победитель этого состязания показал выдающийся результат: 2,1 литра на 100 км! И это при том, что совокупная мощность 1,8 литрового бензинового двигателя (98 л.с.), работающего по циклу Аткинсона с системой рекуперации выхлопных газов, и электромотора мощностью 60 кВт, составляет 136 л.с., что соответствует мощности среднестатистического бензинового мотора объемом 2 литра. Надо сказать, что Toyota Prius / Тойота Приус и едет не больше, чем на два литра. В качестве трансмиссии тут выступает вариатор, и это кажется весьма логичным: показатели экономичности данного типа трансмиссии подходят концепции Toyota Prius / Тойота Приус, обеспечивая необходимую плавность хода и мягкий режим работы двигателя. Поэтому динамика автомобиля не вызывает восторгов, но не гоночных же достижений ждать от него. Для городской езды или неспешных путешествий с соблюдением скоростного режима этот автомобиль вполне подойдет. Селектор трансмиссии, расположенный на центральной панели, позволяет выбрать четыре режима работы: стандартные «драйв», «реверс», «нейтраль» и необычный режим «В», который подразумевает собой торможение двигателем в тот момент, когда нога поднята с педали газа. Как ни объясняли суть этого режима технические специалисты Toyota / Тойота, понять его глобальный смысл так и не удалось. По идее его нужно применять на затяжных спусках, чтобы разгружать работу тормозной системы и заодно заряжать аккумуляторную батарею. Кстати, «паркинг» здесь вынесен отдельной кнопкой, а стояночный тормоз расположился над левой ногой в виде педали.

 

Работа подвески - под стать двигателю: достаточно комфортна для того, чтобы не думать о мелких выбоинах. На поворотах, где рулю не хватает информативности, на небольшой скорости Toyota Prius / Тойота Приус ведет себя так же спокойно. Опять же, спортивной жесткости тут ни кто не ждет, а ее и нет, хотя маркетологи и попросили техников добавить на панель кнопки режимов «драйва» под названием «PWR» для езды чуть более динамичной и «ECO» для езды чуть более экономичной.

Автомобиль, который часть энергии на торможении реализует в заряд батареи, наверное, не может тормозить точно так же, как обычная машина, расходующая тормозные калории на разогрев окружающей среды. Поэтому к тормозам Toyota Prius / Тойота Приус нужно привыкать: на стадии подтормаживания динамика автомобиля меняется не так линейно, как этого ожидает обычный, «не гибридный» водитель. Это, несомненно, стоит учитывать при повседневном движении.

Что касается внешности Toyota Prius / Тойота Приус - то она претерпела изменения, которые пошли модели на пользу, если сравнивать ее с предыдущим поколением, которое вызывало вопросы у некоторых консервативно настроенных критиков. Формы стали более плавными в угоду общим тенденциям в дизайне и аэродинамике, граненые передние фонари расползлись на крылья и капот, потеряв свою остроту, зато придав автомобилю более стремительный вид. Теперь-то он должен понравиться почти всем, хоть в нем и угадывается силуэт предшественника.

Салон подвергся еще более тщательной переработке. Новые сиденья стали еще более удобными, рулевое колесо научилось регулироваться не только по углу, но и по вылету, а центральная консоль и вовсе превратилась в пульт управления космическим кораблем. Как и прежде, многие функции доступны на руле и для того, чтобы быстрее привыкнуть к ним, дизайнеры вынесли специальные подсказки на центральную информационную панель: при легком прикосновении к кнопкам на панели появляется изображение этих кнопок и подсвеченная зона, куда приложен палец. Остается только нажать одну из кнопок управления аудиосистемой или климат-контролем. Вообще предыдущий Toyota Prius / Тойота Приус казался привлекательным тем, что все необходимые кнопки были максимально удалены из зоны традиционного их расположения, и центральная панель казалась разгруженной и легкой. К тому же практически отсутствовал центральный тоннель, и места для ног впереди оставалось достаточно много. Теперь здесь находится модная панель приборов, напичканная навигацией, аудиосистемой, селектором трансмиссии и всевозможными кнопками, которые еще только предстоит изучать. Хорошо это или плохо - решит владелец, но необходимо признать, что материалы, из которых выполнен весь салон, заслуживают отличных оценок.

Хэтчбек подразумевает некую практичность, которую не отнять даже большой аккумуляторной батареей. Места в багажнике хватит, чтобы провести 90% бытового багажа, а откидывающиеся кресла добавят к этой цифре еще процентов 5. При этом задние пассажиры не страдают от дискомфорта и не упираются коленями в кресла передних обитателей Toyota Prius / Тойота Приус. Так что автомобиль можно и нужно использовать в повседневной жизни. Тем более, что качество Toyota / Тойота никто не отменял, а правила дорожного движения заставляют передвигаться с определенной, не самой высокой скоростью, и Toyota Prius / Тойота Приус третьего поколения справляется с этой задачей легко, экономично и экологично, делая своего владельца при этом обладателем высокотехнологичного и передового транспортного средства.

Российский рынок диктует свою специфику. Стоимость автомобиля не позволит сделать из него бестселлер, и к концу текущего года компания планирует реализовать лишь несколько десятков Toyota Prius / Тойота Приус. Первые желающие ездить под зелеными флагами на машинах с голубоватой эмблемой уже есть - искать их надо среди представителей шоу-бизнеса и предпринимательства. Несмотря на то, что россияне часто предпочитают наиболее полные и богатые комплектации, для российской версии Toyota Prius / Тойота Приус было решено не включать в комплектацию такие опции как активный круиз-контроль, крышу с солнечными батареями для вентиляции салона и систему рекуперации выхлопных газов. Зато автомобиль будет оснащен нормальной навигацией, которая после некоторых поправок в русификации сможет вполне адекватно прокладывать маршруты по Москве - проверено на обновленной Toyota Camry / Тойота Камри.

Макаров Дмитрий

Отзывы

Марка / модель Год Двигатель / КПП Кузов Пробег Оценка Дата
Toyota Prius (2009) 2003 Бензиновый 1.8 / CVT Седан 190000 5 12.03.2014
Яруллин Виктор, водительский стаж с 1990 г.
Достоинства: неубиваемый автомобиль с прекрасными "мозгами",вышли все гарантии на батарейку - и по пробегу(125%) и по времени (210%), а она работает! Ну, конечно уже не так резво и полузвёзды зарабатываются всё чаще... Но, если не гарцевать, - всё отлично.Уже и ступицы стёрлись и стойки, ШРУСы поменяны дважды, а двигателю - хоть бы хны! Ремень помпы, цепь ГРМ сменил на 15 году эксплуатации машины. При том, что обитала машина 2 года в Якутии и 10 в ХМАО без подогрева.
Недостатки: не раскладываются передние сидения - не может служить походной спальней.
Что ломалось: ШРУСы, подшипники передних ступиц, муфта включения насоса компрессора, вентилятор охлаждения батарей не работает с момента покупки - перегрев батарейки летом не мешает только при спокойном и недолгом вождении. при температуре воздуха выше 25 при движении в пробках сначала прекращает нормально функционировать инвертор, потом отказывает электроусилитель руля - можно влететь.... Выход - остановиться и отдохнуть. Всё вернётся на нужный режим...
Опыт обслуживания: сервисом воспользовался только при замене лобового стекла перед техосмотром. Всё остальное - самостоятельно.
Предыдущий автомобиль: ВАЗ-2113, ГАЗ-66
Стоит ли этот автомобиль своих денег? — да
Toyota Prius (2009) 2011 Бензиновый 1.8 / CVT Хэтчбек 55 000 4 29.05.2013
Александр, водительский стаж с 1996 г.
Достоинства: Экономичность, экологичность, мощность, надежность, дизайн интерьера и экстерьера, инновационность, электрический прогрев салона, бесшумный ход, гибридные технологии и все, что вытекает из этого.
Недостатки: Низкое качество материалов в салоне, плохая шумоизоляция, средние ходовые качества, высокая парусность, скрипучий салон, не удобные сидения, не удобная система вентилирования салона, мелкие просчеты в мелочах.
Что ломалось: тьфу, тьфу. 5 лет гарантии. В ближайшие 5 лет поломок не жду.
Опыт обслуживания: прошел ТО-0,1,2,3,4,5, скоро ТО-6. Ничего дополнительно не делал, колодки износ около 40%. Свечи до 100 000 не меняют. Стоимость от 9 000 до 12 000 т.р., но ТО-8 будет дорогое, порядка 25 000. Следующей весной, когда машине будет 3 года, промою радиаторы. Масло стал заливать 0W30. Так спокойнее при езде в мороз с минимальным прогревом.
Предыдущий автомобиль: Шевроле Авео (2010), Форд Мондео-4 (2008), Форд Фокус-2(2006), Форд Фокус-1(1999), Ваз 2106 (1985)
Стоит ли этот автомобиль своих денег? — нет
[TypeError] 
count(): Argument #1 ($value) must be of type Countable|array, null given (0)
/var/www/autorating/data/www/autorating.ru/bitrix/templates/main/components/scid/competitors.list/competitors/template.php:3
#0: include
	/var/www/autorating/data/www/autorating.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component_template.php:790
#1: CBitrixComponentTemplate->__IncludePHPTemplate(array, array, string)
	/var/www/autorating/data/www/autorating.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component_template.php:885
#2: CBitrixComponentTemplate->IncludeTemplate(array)
	/var/www/autorating/data/www/autorating.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:776
#3: CBitrixComponent->showComponentTemplate()
	/var/www/autorating/data/www/autorating.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:716
#4: CBitrixComponent->includeComponentTemplate()
	/var/www/autorating/data/www/autorating.ru/bitrix/components/scid/competitors.list/component.php:141
#5: include(string)
	/var/www/autorating/data/www/autorating.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:607
#6: CBitrixComponent->__includeComponent()
	/var/www/autorating/data/www/autorating.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:684
#7: CBitrixComponent->includeComponent(string, array, boolean, boolean)
	/var/www/autorating/data/www/autorating.ru/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:1072
#8: CAllMain->IncludeComponent(string, string, array, boolean)
	/var/www/autorating/data/www/autorating.ru/test-drive/detail.php:637
#9: include_once(string)
	/var/www/autorating/data/www/autorating.ru/bitrix/modules/main/include/urlrewrite.php:184
#10: include_once(string)
	/var/www/autorating/data/www/autorating.ru/bitrix/urlrewrite.php:2
----------