Пятница, 29 марта

Музей Мерседес.

3 ноября '08
Музей Мерседес.

Год 2006. DaimlerChrysler / ДаймлерКрайслер отмечает 120-летие первого в мире запатентованного автомобиля Карла Бенца. По такому случаю заводской музей переехал в новое просторное здание, построенное неподалеку от прежнего. В двойной спирали музея выставлено 1500 экспонатов, 160 автомобилей, 80 легковых, 40 грузовых и специальных, да еще 40 спортивных. И за каждым из них своя история. Ведь именно здесь в 1886 году Карл Бенц и Готлиб Даймлер предложили людям слезть с лошади, на которую они сели 5 тысяч лет тому назад.


[gallery]

«Они так никогда и не встретились!» – в тысячный раз удивляются гримасе судьбы здешние экскурсоводы, имея в виду «отцов-основателей» концерна, Карла Бенца и Готлиба Даймлера. Первый творил в Мангейме, второй – в Бад Канштадте, «на водах», и разделяло-то их всего три лаптя по карте… но – ни разу не встречались, даже мельком! Притом, из всех возможных комбинаций, именно основанные при участии Бенца и Даймлера компании в 1926 году слились в могущественный «Daimler-Benz»!

Первые колесные транспортные средства, построенные «отцами», открывают экспозицию. 29 января 1886 года Карл Бенц получил патент за номером 37435 на свою трехколесную коляску на велосипедных колесах, без рессор. И первый раз поехал на ней третьего июля, о чем вспоминал с неохотой – пришлось выкупить у местного колбасника весь товар, поскольку его лошадь напугалась хлопков работающего мотора и опрокинула повозку с колбасой.

[gallery]

Готлибу Даймлеру лучше отдать приоритет в изобретении мотоцикла – в 1885 году он вывел из мастерской свой Reitwagen – чудо на деревянных колесах. Даймлер не ставил перед собой (и своим пасынком Вильгельмом Майбахом) цели построить именно автомобиль. Кредо Даймлера – моторизация в трех сферах, на земле, в воздухе и на воде – будет позднее отражено в знаменитой трехлучевой эмблеме. Так, следующим предметом внимания стала лодка, которую инженер решил назвать «Мария» в честь свояченицы, помогавшей его любимой супруге воспитывать пятерых детей. В рекламных целях Даймлер преподнес этот первый в мире бензиновый катер самому Бисмарку, а в 1922 году наследники железного канцлера вернули ценный экспонат «Daimler Motoren Gesellschaft».

Основой музейному собранию послужила выставка, открытая еще в 1911 году при заводе «Daimler Motoren Gesellschaft» в Унтертюркхейме. Сегодня в этом местечке, название которого переводится странно - Нижнее пристанище турок, расположено сердце концерна DaimlerChrysler / ДаймлерКрайслер. 1936-й считается годом основания музея. В 1961-м экспозиция окончательно формируется как музейная, и ее до празднования 100-летия первого автомобиля успевают посетить три миллиона человек! Заметим, что интерес к старинным автомобилям еще не достигал того ажиотажа, с каким мы сталкиваемся сегодня. А было время, теперешние музейные экспонаты воспринимали просто как новые или как старые вещи!

Моторная повозка была задумана Даймлером как подарок жене на день рождения 29 апреля 1886 года, однако каретных дел мастер Вимпф, которому заказали шасси, протянул с ним до конца августа. В поездку экипаж Даймлера отправился только четвертого марта 1887 года.

[gallery]

Выбрав мотоцикл и повозку Даймлера, а также трехколку Бенца за точку отсчета, стоит помнить, что музейная трехколка – копия. Подлинник еще 1903 году попал в Германский музей в Мюнхене, а копии (в числе трех) были построены к празднованию 50-летия автомобиля в 1936 году. Наконец, в 2002 году «Mercedes-Benz Classiс Center» построил 100 номерных копий первого экипажа Бенца на продажу всем желающим. Цена – 56 000 евро.

А было время, теперешние музейные экспонаты воспринимали просто как новые или как старые вещи! Верхом совершенства казался консулу Эллинеку его Reisewagen, на котором вместе с семьей он ежегодно отправлялся из Ниццы принимать лечебные воды под Вену. Эллинек – это «мистер Мерседес». Консул Австро-Венгерской империи был помешан на автомобилях, но не мог под своим именем участвовать в гонках! Взяв псевдоним в честь дочери, он превратил его и в успешную торговую марку «Daimler Motoren Gesellschaft». 60 лошадиных сил консульского Mercedes Simplex / Мерседес Симплекс в 1907 году значили примерно столько, сколько 550 «лошадей» современного Maybach / Майбах. Основательный кузов поддерживала задняя ось со сдвоенной ошиновкой.

Эволюция легкового автомобиля отметет это и многие другие решения, о чем свидетельствуют лучшие образцы инженерной мысли, к коим, без сомнения, можно отнести автомобили Benz, Mercedes и Mercedes-Benz / Мерседес-Бенц. Собственно, в музеи и ходят затем, чтобы проследить за ходом человеческой мысли.

[gallery]

Вот уникальный экспонат – Mercedes-Benz 150H / Мерседес-Бенц 150H 1934 года. Единственный уцелевший из пяти построенных. Он – как отражение интереса к средне- и заднемоторной компоновке, усилившегося к тридцатым годам. И хотя таковую имели большинство ранних «протоавтомобилей», конструкторы словно открывали неведомые земли: оказывается, мотор вблизи ведущих колес эффективнее нагружает их! Причем, сегодня мы связываем внедрение заднемоторной схемы главным образом с именем Фердинанда Порше. Еще бы – он отец знаменитого VW-«жука»! Вот инженера Ганса Нибеля занимала даже не сама схема, а независимая подвеска при ведущих колесах.

Когда в 1924 году обе компании пришли к «союзу интересов» (процесс окончательного слияния отнял два года), главных конструкторов у будущего концерна оказалось два: Porsche / Порше в «Daimler Motoren Gesellschaft» и Нибель в «Benz und Cie». За обоими был немалый послужной список. В частности, Нибель спроектировал в 1910 году первый Benz с четырьмя клапанами на цилиндр. Главным акционерам больше понравился Порше, и он возглавил объединенное конструкторское бюро «Daimler-Benz». Но уже через два года его заменил Нибель, который и реализовал идею машины с задним расположением двигателя и независимой подвеской. Идею, подсказанную ему авиаконструктором Эдмундом Румплером еще в двадцатые годы. Так при чем тут гений Порше? В том же году будущий профессор honoris causa Порше создает на фирме «Auto-Union» первый гоночный болид точно такой же компоновки! Не забудем – Нибель, Порше, Румплер – это люди одного круга, в котором постоянно шел открытый обмен идеями, который сегодня расценили бы как промышленный шпионаж.

Можно ли по автомобилям изучать историю? Что за вопрос!

[gallery]

Бронированный Mercedes-Benz 770K / Мерседес-Бенц 770K (W 07) императора Хирохито уже знаком читателям Божественный микадо подавал водителю команды через специальное устройство типа судового телеграфа. Команды высвечивались на табло иероглифами: начать движение, ехать медленно, остановиться, повернуть направо, повернуть налево, возвращаться во дворец. Водитель боялся даже поднять глаза на сына всевышнего на земле, в то время как реальная власть императора в Японии 30-х годов была попрана военными. Драма всей страны, пережившей ужас атомных бомбардировок, и трагедия одного, пусть и приравненного к богам, человека, оказались неразрывно связаны. Хирохито призвал японцев прекратить сопротивление, пытаясь остановить захват страны американцами. А затем по требованию оккупационной администрации вынужден был отказаться и от своей божественности. Впрочем, Mercedes-Benz 770K / Мерседес-Бенц 770K с символом императорской власти – золотой хризантемой – ему оставили. На завод этот автомобиль (один из семи заказанных императором) вернулся в 1971 году, как своеобразный жест признательности со стороны Хирохито.

[gallery]

Рядом с ним, на фоне японской бумажной стены экспонируется еще один Mercedes-Benz 770K / Мерседес-Бенц 770K, только с кузовом не пульман-лимузин, а кабриолет F. Это машина императора, потерявшего свою власть значительно раньше, – германского кайзера Вильгельма II. Он тоже предпочитал личному общению с водителем бортовой телеграф. Интересно другое: и машина из Японии, и машина из Голландии, где в изгнании жил кайзер, имеют руль с правой стороны!

Помимо познавательной ценности, музейные экспонаты обладают и вполне ощутимой ценой. Страховая стоимость Mercedes-Benz 500K Spezialroadster / Мерседес-Бенц 500К Специалрумстер 1936 года может составлять до пяти миллионов евро. Из 25 таких автомобилей уцелело пять, причем два – в заводской коллекции. Про этот автомобиль писали, что «его линии призваны напомнить о былом величии кайзеровского флота», впрочем, также называя его дизайн и «высокомерным тевтонским стилем». Но последнее, согласитесь, шло от зависти. Данный экземпляр принадлежал аргентинскому оловянному королю Мигелю Абрю. В 70-м завод разыскал его на свалке и восстановил.

[gallery]

Конечно, автомобили Mercedes-Benz / Мерседес-Бенц и политика во все времена были неразрывно связаны. Только ни слова о Гитлере! Успешный бизнес компании в СССР во многом объясним благосклонностью к ней со стороны Л.И. Брежнева. А вот что расположило генсека к компании… Говорят, в его коллекции было несколько «мерседесов». Вряд ли хотя бы одному из них суждено вернуться в заводскую коллекцию хотя бы потому, что на самого Леонида Ильича ни один из этих автомобилей записан не был. У нас даже «мерседесы» числились народными. О том, что черный Mercedes-Benz 300d / Мерседес-Бенц 300d (W189) 1959 года служил личным автомобилем канцлера «новой Германии» Конрада Аденауэра, известно наверняка. Свою должность Аденауэр занимал с 1949 по 1963 год, и немцы связывают с ним послевоенное возрождение страны. Так машина получила неофициальное название «Аденауэр».

Радио "Арсенал".
Специально для autoRATING.ru
Другие новости