Пятница, 29 марта

История родстеров BMW.

3 ноября '08
История родстеров BMW.

"Сегодня у нас есть приятная возможность, — писала компания BMW / БМВ своим представителям, — сообщить Вам, что, следуя многочисленным пожеланиям, мы создали двухместный автомобиль с особенно легким кузовом".

Таким могло быть вступление к сообщению о любом родстере, созданном когда-либо компанией BMW / БМВ. Особенностью данного вступления является то, что оно было написано о самом первом родстере: BMW 3/15 PS DA 3 Wartburg Sport / БМВ 3/15 PS DA 3 Wartburg Sport. В этом письме от 8 мая 1930 года было еще одно перспективное утверждение: "Сиденья и остальные размеры автомобиля соответствуют положениям спортивного регламента". С самого начала открытые двухместные автомобили BMW / БМВ разрабатывались только для того, что спустя десятилетия окончательно стало девизом BMW / БМВ: для удовольствия за рулем.

"Wartburg" разрабатывался как обычный автомобиль, но достиг больших успехов в гонках

Для двухместного автомобиля в кузовном отделении BMW / БМВ сконструировали элегантный кузов с длинным капотом и короткой, сужающейся, как лодка, кормой – в то время это был последний крик. Наружная обшивка состояла из алюминия, вместо дверей кузов имел две глубокие выемки. При базовой цене в 3100 марок – совсем немало по тем временам – автомобиль оснащался четырехцилиндровым двигателем с рабочим объемом 750 см3, который передавал на заднюю ось 18 л.с. Благодаря массе всего 400 кг этот родстер мог преодолеть отметку в 100 км/ч и был быстрее иного более представительного и мощного автомобиля. Хотя новый Wartburg создавался не как "гоночный или спортивный автомобиль, а как серийный двухместный", он достиг успеха во многих автомобильных состязаниях.

Идеальный спортивный двигатель: шестицилиндровый двигатель BMW для 315/1 и 319/1

Концепция, предусматривающая усовершенствование испытанной серийной технической части с повышением мощности двигателя, низким центром тяжести и адаптированной ходовой частью, оказалась правильной и успешной. После разработки первого собственного шестицилиндрового двигателя компания BMW вскоре создала и родстер. В результате 1,5-литровый двигатель словно специально был создан для спортивного автомобиля: эффективный, оборотистый и легкий, он располагал большим потенциалом.

Сначала инженеры BMW / БМВ в 1934 году сконструировали двухместный кабриолет 315 со спортивными обводами, который, однако, имел опускные стекла и тент с подкладкой и был скорее рассчитан на комфорт. Через год после этого последовал настоящий спортивный родстер BMW / БМВ с двумя откидывающимися створками ветрового стекла, вырезами дверей и складным верхом – автомобиль для быстрой езды. Шестицилиндровый двигатель этого автомобиля, названного тип 315/1, развивал 40 л.с. – в два с лишним раза больше, чем двигатель Wartburg. Спортивный автомобиль был хорошо принят публикой на своей премьере в Берлине. После этого было выпущено 230 экземпляров родстера BMW 315/1 / БМВ 315/1, и некоторые из них успешно выступали в гонках.

У водителей и фирмы эти успехи сразу вызвали желание большего: требовался автомобиль престижного класса с рабочим объемом двигателя до двух литров. Уже в конце 1934 года последовал следующий, еще более мощный вариант родстера BMW / БМВ с обозначением типа 319/1. Внешне, вплоть до решетки облицовки радиатора на капоте, идентичный с типом 315/1, 319/1 приводился в движение двигателем, мощность которого довели до 55 л.с. благодаря увеличению рабочего объема до 1,9 литра и использованию трех увеличенных карбюраторов с горизонтальным потоком.

Этот двигатель легко разгонял родстер в стандартной комплектации массой всего 790 кг почти до 135 км/ч. Правда, при цене в 5800 рейхсмарок это был очень эксклюзивный автомобиль: в период с 1934 по 1936 год было выпущено всего 178 экземпляров родстера 319/1, который также обеспечил многочисленные победы в автоспорте.

Венец довоенного времени: родстер BMW 328

В середине 30-х годов серийные родcтеры и спортивные автомобили в техническом отношении мало отличались друг от друга, автоспорт все еще предоставлял наилучшую возможность для подтверждения эффективности и надежности серийных автомобилей. Однако, чтобы идти в ногу со временем, компании BMW / БМВ вскоре пришлось повышать мощность своих двигателей. Поэтому инженеры искали возможность значительного повышения мощности без увеличения рабочего объема двигателя. Результатом этой работы в 1936 году стал M 328, двигатель легендарного спортивного автомобиля BMW 328 / БМВ 328.

Уже во время своего дебюта на Нюрбургринге 14 июня 1936 года новый родстер нанес поражение даже исторгающим энергию компрессорным конкурентам – это был успех типичного до сих пор для родстеров BMW / БМВ гармоничного сочетания мощного двигателя и эффективной ходовой части: 80 л.с. и масса, составлявшая всего 830 кг, помогли серийной версии элегантного родстера продемонстрировать динамику, которая впечатляет и сегодня.

К легкой и прочной трубчатой раме с коробчатыми поперечинами крепилась подвеска передних колес с нижними поперечными рычагами и верхней поперечной рессорой, жесткая задняя подвеска оснащалась полуэллиптическими продольными листовыми рессорами.

Кузов нового родстера BMW 328 / БМВ 328 в задней части имел большое сходство с типом 319/1, однако отличался значительно более длинным капотом, который держался с помощью двух кожаных ремней, и встроенными в переднюю часть фарами.

Тем не менее, высокоэффективный автомобиль, который с середины 1936 года сначала использовался только для гонок, не остался прерогативой заводских гонщиков, ведь он был вполне пригоден к ежедневной эксплуатации. Поэтому весной 1937 года началось его серийное производство. Благодаря способности развивать максимальную скорость 150 км/ч на дороге он считался одним из самых быстрых и снова одним из самых редких: до 1939 года было выпущено всего 464 экземпляра этих классических родстеров.

Комфорт и элегантность на все времена: BMW 507

Если BMW 328 / БМВ 328 был зачинателем спортивных автомобилей BMW, то следующий спортивный двухместный автомобиль в середине 50-х годов отличался совершеннo новым дизайном и уникальной элегантностью: BMW 507 / БМВ 507. Когда в 1955 году он дебютировал в Нью-Йорке, публику и специалистов привел в восторг фантастически красивый дизайн, не подверженный влиянию моды: длинный капот, удобная кабина и короткая корма, вытянутые боковые линии и мягкие закругления. Характерными были боковые воздухозаборники, в которых красовалась бело-синяя эмблема марки BMW / БМВ. "Лицо" BMW 507 / БМВ 507 было соевершенно новым, тем не менее, это был, бесспорно, BMW / БМВ. "Ноздри" теперь располагались не вертикально, а горизонтально, они изящно протянулись по всей носовой части от одной фары до другой.

Под капотом BMW 507 / БМВ 507 также скрывался достойный силовой агрегат: двигатель V8 был сделан из алюминия и считается первым в мире автомобилей серийным двигателем из легких сплавов. Ярко-красный проспект нового восьмицилиндрового спортивного автомобиля обещал исключительные характеристики: 3,2 литра рабочего объема и 150 л.с. было достаточно для достижения максимальной скорости 220 км/ч. Для этого инженеры-мотористы увеличили степень сжатия в восьми цилиндрах двигателя BMW 502 / БМВ 502 до 7,8 : 1 и использовали специально адаптированные детали. Позднее на заказ предлагался вариант, мощность которого была дополнительно повышена до 165 л.с. путем увеличения степени сжатия до 9,0 : 1, повышения передаточного отношения коромысел распределительного вала и диаметра клапанов. Подачу смеси обеспечивали увеличенные карбюраторы.

Спустя всего несколько недель после дебюта в Америке новый родстер снова имел шумный успех на Международной автомобильной выставке 1955 года. BMW 507 / БМВ 507 олицетворял собой экставагантный образ жизни, знакомый большинству немцев лишь по волшебному миру кино.

В конце концов, в середине 50-х годов лишь немногие автомобили, предназначенные для дорог общего пользования, могли ехать быстрее 200 км/ч. Число родстеров, способных доставить столь же потрясающее впечатление от управления открытым автомобилем, было тогда очень небольшим, не говоря уже об акустической настройке.

В период с 1956 по 1959 год гордыми обладателями автомобиля стал 251 покупатель. Но не всех устраивали обычные поездки на красивом спортивном автомобиле: гонщик и "покоритель гор" Ханс Штук на модифицированном BMW 507 / БМВ 507 в гонках по горам Европы завоевал не одну победу. Другие частные водители, например австрийский генеральный дилер BMW / БМВ Вольфганг Денцель, также сделали ставку на BMW 507 / БМВ 507 и добились успеха.

Носитель технологий для дороги: BMW Z1

После выпуска последнего BMW 507 / БМВ 507 компания BMW / БМВ в течение десятилетий занималась созданием основных продуктов, так как спрос на родстеры в течение длительного времени был ограничен узким кругом энтузиастов. Так продолжалось 29 лет, прежде чем на рынке снова появился родстер с бело-синей эмблемой на капоте. В 1988 году концерн BMW / БМВ выпустил первый родстер Z1 – автомобиль, опередивший свое время. Редко передовые технологии сочетаются с таким удовольствием, которое доставлял этот двухместный автомобиль: кузов представлял собой монокок из оцинкованных горячим способом штампованных и сваренных элементов из листовой стали с днищем конструкции типа "сэндвич". Вся наружная обшивка состояла их привинченных пластмассовых элементов, двери опускались в высокие пороги в том числе и при движении. На родстер устанавливался 170-сильный 2,5-литровый рядный шестицилиндровый двигатель от BMW 325i / БМВ 325i. Он размещался за передней осью. Разгон с места до 100 км/ч занимал менее 8 секунд, а максимальная скорость составляла впечатляющие 225 км/ч. Крутящий момент с помощью пятиступенчатой коробки передач передавался на задние колеса. Ходовая часть со спортивной настройкой состояла из передней подвески на амортизационных стойках от BMW 3 serie / БМВ 3 серии и совершенно новой, так называемой Z-образной задней подвески. Разумеется, в базовой комплектации все 4 колеса оснащались дисковыми тормозами. Это в высшей степени гармоничное сочетание сопровождалось небольшой массой, которая составляла всего 1250 кг, а его жесткость, низкий центр тяжести и устойчивость при движении на поворотах восхищают и сегодня. Первые родстеры Z1, в изготовлении которых значительную часть составлял ручной труд, передавались клиентам с января 1989 года. При этом базовая цена в 80000 DM обеспечивала эксклюзивность, дополнительно для владельцев Z1 были разработаны специальные аксессуары. Производство завершилось в июне 1991 года. За этот период было выпущено 8000 экземпляров BMW Z1 / БМВ Z1.

Удовольствие за рулем родстера для более широкого круга покупателей: BMW Z3

С помощью Z1 лед был сломан: большой интерес к открытому двухместному автомобилю BMW вызвал необходимость в популярном преемнике. И в 1995 году концерн BMW / БМВ представил родстер, массовый серийный выпуск которого начался на новом тогда заводе в Спартанбурге/США. Компактный спортивный автомобиль быстро стал воплощением классических достоинств BMW / БМВ: сбалансированная техника в кузове необыкновенного дизайна, созданная, чтобы доставлять удовольствие. Двигатель Z3 располагался впереди, а привод - сзади. Длинная база колес и широкая колея, а также низкий центр тяжести с развесовкой по осям в пропорции почти 50:50 обеспечили ему исключительную маневренность при движении в поворотах: он подкупал исключительно точным рулевымуправлением и способностью активно проходить повороты, высокими поперечными ускорениями при незначительных боковых кренах, немного недостаточной поворачиваемостью в предельных режимах и оптимальными характеристиками в переходных режимах.

Оборудование салона Z3 со спортивными сиденьями и типичным для BMW / БМВ инструментарием, который ограничивался самым важным, соответствовал характеру родстера, то есть был рассчитан на чистую динамику. Органы управления располагались там, где водитель интуитивно ожидал их найти.

Для тех, кто хотел дополнительно подчеркнуть классические спортивные линии BMW / БМВ, предлагалась крышка "Speedster" в цвет кузова для облицовки сложенного верха. В целях улучшения аэродинамики крышка представляла собой продолжение подголовников в виде двух выступов и оптимизировала воздушный поток за ними. Крышка "Speedster", состоявшая из двух частей, снабжалась чехлом и размещалась в багажнике. Своей популярностью родстер не в последнюю очередь обязан тому, что в период его производства концерн BMW / БМВ предлагал для него целую гамму двигателей, способную удовлетворить любые требования: от начального 1,8-литрового четырехцилиндрового до 3,2-литрового шестицилиндрового эффективного двигателя от M3, который развивал в родстере 325 л.с. и обеспечивал компактному спортивному автомобилю потрясающую динамичность.

Впечатляющая веха в автомобильной технике: BMW Z8

Однако наиболее яркий автомобиль рубежа тысячелетий был еще впереди: BMW Z8 / БМВ Z8. Благодаря вытянутым формам, классическим обводам и складному верху он уже внешне представлял собой один из самых необычных автомобилей своего времени. Имея 4,40 метра в длину, 1,83 метра в ширину и 1,31 метра в высоту, он был современной интерпретацией BMW 507 / БМВ 507. Так же как и классический автомобиль, новый родстер воплощал в себе все то самое лучшее в области техники, что в тот момент было возможно в автомобилестроении. Зримыми признаками этого были такие инновации, как использование неоновой технологии в указателях поворотов, задних габаритных огнях и стоп-сигналах.

Несущая структура под привинченными элементами наружной обшивки состояла из самонесущей алюминиевой пространственной рамы, проемы которой были заполнены высокопрочным листовым алюминием. Такая конструкция при оптимальной массе обеспечивала наилучшие показатели жесткости кузова среди конкурентов в сегменте открытых спортивных автомобилей. Результатом было исключительно острое "чувство дороги" без типичных для некоторых открытых автомобилей вибраций. Каждая конструктивная деталь родстера вносила свой вклад в самое главное – удовольствие за рулем. С этой целью, например, приборы разместили в центре передней панели, индикация приборов была сконцентрирована на важнейших функциях спортивного автомобиля, ведь ничто не должно отвлекать взгляд водителя от дороги.

Под капотом располагался 5-литровый высокоэффективный спортивный двигатель V8 мощностью 400 л.с. Этот внушительный силовой агрегат для достижения наилучшей тяги в любой ситуации был размещен далеко позади передней оси и обеспечивал оптимальную развесовку по осям в соотношении 50 : 50. Этот двигатель производил впечатление не только самой мощностью, но и характеристиками ее набора. Так, максимальная частота вращения двигателя Z8 составляла 7000 об/мин. Благодаря механической шестиступенчатой коробке передач водитель в любой ситуации располагал полной мощностью и мог при соответствующей скорости передавать значительно большее усилие на дорогу, чем с двигателем, имеющим меньшую частоту вращения. Это подтверждали и объективные измерения: опытный водитель на Z8 преодолевал 20-километровую Северную петлю Нюрбургринга с достойным результатом 8 минут 17 секунд.

В целом BMW Z8 / БМВ Z8 представлял собой привлекательный скоростной автомобиль, назначение которого выходило далеко за рамки обычной перевозки людей с багажом. Z8, как и любой родстер BMW / БМВ, был создан в первую очередь для того, чтобы доставлять максимальное удовольствие за рулем, особенно за рулем открытого автомобиля. Это предназначение остается в силе и для следующего родстера BMW / БМВ, современного BMW Z4 / БМВ Z4 во всех его вариантах.

Другие новости